Как быть, если ребенка обижают в школе?

Одно из самых заветных желаний всех родителей, чтобы ребенок научился прекрасно ладить с окружающими. Однако налицо пугающий рост агрессивности, как среди взрослых, так и среди детей. Проблема насилия в школе, совершаемого детьми и подростками в отношении своих сверстников, вызывает серьезное беспокойство и родителей, и педагогов.

Специалисты считают, что в средней школе от 10 до 25% учеников могут подвергаться преследованиям, травле со стороны сверстников. При этом, к формам преследования относят не только физическую (удары, тычки, затрещины) или словесную (обзывания, угрозы) агрессию, но и распространение лжи, сплетен, слухов, частичный или полный бойкот.

С развитием технологий появились и новые формы агрессивного преследования. Исследователи выделяют целый ряд таких форм:

  • переписка, содержащая вульгарные выражения и гневные тирады;
  • оскорбления — повторяющиеся в социальных сетях или распространяемые по электронной почте оскорбления в адрес кого-то;
  • клевета — распространение слухов и сплетен в отношении индивида, направленных на разрушение дружеских связей;
  • олицетворение — разрушение репутации человека путем рассылки от имени человека сообщений;
  • разоблачение — секреты или оскорбительная информация, касающаяся другого человека, выкладывается в интернет;
  • надувательство — когда человека убеждают разделить в интернете оскорбительную информацию, а затем разглашают информацию об этом действии;
  • исключение — исключение человека из группы общения, имеющее своей целью причинение ему вреда;
  • киберразговор — повторяющиеся оскорбления, имеющие своей целью запугивание человека.

Березина Е. Б., Бовина И. Б. Насилие в школе: социально-психологические объяснения и рекомендации
(Журнал Психологическая наука и образование — 2013 № 6)

Психологи отмечают, что дети-жертвы школьной травли чаще подвергаются словесной агрессии со стороны одноклассников. Поводом становятся внешность, поведение, национальность, успеваемость, т. е. то, что может отличать их от сверстников. При этом дети-жертвы занимают пассивную позицию в ситуации травли (стараются игнорировать ситуацию, никому не жалуются, не рассказывают о ней, не ищут помощи, боятся, что будет только хуже). В семьях детей-жертв школьной травли больше нарушений семейных коммуникаций, больше формального контроля и критики. Их матери меньше интересуются жизнью детей, дают меньше поддержки (Воликова С.В., Калинкина Е. А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга /Журнал Консультативная психология и психотератия — 2015 № 4).

Как узнать, подвергается ли ребенок насилию, травле в школе? Психолог Елена Трушина предлагает обратить внимание на следующие признаки, особенно если они появились у ребенка недавно (источник).

  • Беспричинные боли в животе и груди.
  • Нежелание идти в школу и плохая успеваемость.
  • Нервный тик, энурез.
  • Печальный вид, беспокойство, тревожность.
  • Нарушенный сон, кошмары.
  • Длительное подавленное состояние.
  • Участившиеся простуды и другие заболевания.
  • Склонность к уединению, нежелание общаться.
  • Проблемы с аппетитом.
  • Излишняя уступчивость и осторожность.

Американский педагог Мишель Борба предлагает целый ряд конкретных шагов, которые могут предпринять родители, чтобы помочь своему ребенку противостоять преследованию со стороны ровесника (Борба М. Нет плохому поведению. — М.: «Вильямс», 2005):

1. Слушайте с сочувствием и собирайте факты. Первый шаг чаще всего самый сложный для родителей: спокойно, не перебивая, выслушать историю своего ребенка. Ваша задача — понять, что случилось, где и когда это произошло, как часто это происходит, кто в этом принимал участие, пришел ли кто-нибудь на помощь, и почему это случилось с Вашим ребенком. Эти сведения помогут Вам найти лучшее решение для Вашего ребенка в борьбе с мучителем. Ведите учет этих происшествий на случай, если Вам придется встретиться с директором или завучем школы, родителями задиры или органами правопорядка.

Выражайте сочувствие своему ребенку и воспринимайте серьезно его жалобы. Убедите его, что он ничем не спровоцировал это происшествие и что Вы поможете ему почувствовать себя в безопасности. Ни в коем случае не осуждайте и не преуменьшайте его переживания, говоря: «Тебе нечего бояться», «Не волнуйся». Терроризирующее преследование пугает и унижает.

Поговорите с ребенком, если подозреваете, что существует такая проблема: он может стесняться первым рассказать о ней. Затем решите, нужно ли Вам обращаться в школу со своими тревогами. Не обещайте ребенку, что Вы об этом никому не скажете: возможно, Вам придется вмешаться, чтобы защитить его.

2. Продумайте, как обеспечить безопасность ребенка. Основываясь на имеющихся у Вас сведениях, Вы должны продумать, как уменьшить вероятность того, что Ваш ребенок пострадает. Вот несколько советов, которыми можно с ним поделиться в зависимости от ситуации.

  • Всегда быть рядом с кем-то. Запугивание обычно происходит в момент, когда никого нет рядом, поэтому посоветуйте своему ребенку быть всегда рядом с кем-нибудь во время обеда, перемены, в коридорах и на открытых площадках. Это значительно повысит безопасность.
  • Выйти из ситуации. В большинстве случаев это самый безопасный выход. Не отвечать ничего задире и избегать зрительного контакта. Если есть возможность, начать двигаться в сторону взрослого, группы людей или детей постарше.
  • Не отвечать на агрессию. Попросите его не давать сдачи; это только повысит вероятность того, что ребенок пострадает. Многие дети имеют при себе какое-либо оружие (например, перочинные ножи, пневматические пистолеты), поэтому ответный удар необходимо использовать только в безвыходной ситуации.
  • Наметьте альтернативный путь домой. Определите, когда и где происходит запугивание, и найдите безопасный маршрут. Если ребенок ездит на автобусе, поменяйте вид транспорта. Если это парк, пусть ребенок обходит его стороной.
  • Научите ребенка рассуждать здраво. Объясните ему лучшее правило безопасности: всегда действуй так, как подсказывает инстинкт. Если ребенок чувствует, что он в опасности, пусть быстро убегает — бросит портфель и пытается скрыться.
  • Расскажите об этом другому взрослому. Решите для себя, кому об этом можно рассказать: тому, кто воспримет эту информацию серьезно, разберется с задирой, защитит ребенка и, если необходимо, не выдаст его имени.

3. Воспитывайте у ребенка уверенность в себе. Что Вы в состоянии сделать, чтобы Ваш ребенок стал более уверенным? Поощряете ли его к самоутверждению и самостоятельности или же воспитываете в нем уступчивость и зависимость? Говоря ребенку: «Заставь его прекратить это», Вы ничем не поможете. Задиры редко просто так отступают, поэтому предложите ребенку конкретный способ справиться с задирой, если ему придется снова с ним столкнуться (хотя, конечно, лучше, чтобы этого не произошло). Затем отрепетируйте с ребенком те из перечисленных приемов, которые, по его мнению, помогут ему в этой ситуации.

  • Оставайся спокойным и не реагируй. Задиры любят чувствовать свою силу и осознавать, что они хорошо знают, за какие веревочки нужно дергать. Поэтому не позволяй задире понять, что он расстроил тебя. Представь, что на тебе специальные «задирозащитные» доспехи, которые отражают его насмешки, и ты не выглядишь испуганным.
  • Не веди себя как жертва. У детей, которые ведут себя уверенно, вероятность подвергнуться преследованию намного ниже. Держись прямо с высоко поднятой головой, чтобы казаться более уверенным и менее уязвимым.
  • Говори «нет» уверенно. Когда ты разговариваешь с задирой, твой голос должен быть сильным и уверенным (и никогда — хныкающим, ноющим или испуганным). Отвечай отказом на его требования или скажи, что тебе не нравится то, что он делает, и что ты не собираешься мириться с этим. Продолжай повторять, пока не увидишь взрослого, который сможет помочь тебе.
  • Используй уверенный взгляд. Отрепетируйте твердый пристальный взгляд, направленный прямо на задиру, чтобы создалось впечатление, что ребенок владеет собой и не волнуется.
  • Научись возражать. Чаще всего запугивание происходит в словесной форме, в виде оскорблений и пр. Помогите своему ребенку правильно реагировать на словесные запугивания, прежде чем они перерастут в физическую расправу. Вот несколько возможных стратегий:
  • Задавать обидчику вопросы, то есть отвечать на оскорбление требовательным вопросом «Почему ты сказал это?» или «Почему это ты захотел сказать мне, что я тупой, толстый или еще какой-то там, и обидеть меня».
  • Пользоваться формулой «Я хочу». Специалисты по общению предлагают научить ребенка обращаться к мучителю со слов «Я хочу» и твердо излагать, чего он хочет: «Я хочу, чтобы ты оставил меня в покое» или «Я хочу, чтобы ты перестал меня дразнить». Главное — сказать это твердо и убедительно, а не безвольно.
  • Соглашаться с задирой. Подумайте о том, чтобы помочь ребенку придумать фразу, выражающую согласие с задирой, и при этом, не унижающую себя. Вот пример.

Задира: Ты тупой!

Ребенок: Да, я такой, и у меня это хорошо получается.

Смеяться, когда дразнят. Каждый раз, когда дразнят, отвечать, но не дразнить в ответ самому. В таких ситуациях часто прекращают дразнить, потому что ребенок дает обидчику понять, что это его не задевает (даже если это не так). Предположим, обидчик сказал: «Ты дурак». Ребенок отвечает одной из отрепетированных фраз: «Ну и что!», «Да что ты?», «И что дальше?» или «Спасибо, что просветил меня». Исключительно важно, как ребенок произносит эту фразу. Это должно быть отрепетировано и произнесено с минимумом эмоционального накала.

4. Повышайте самооценку. Как отвечает Ваш ребенок задире? Вероятно, он не сможет дать Вам исчерпывающий ответ, поэтому понаблюдайте за его общением с окружающими. Может быть, он делает что-то, что повышает вероятность стать жертвой? Возможно, какие-то его черты привлекают задир? Исследования, проведенные психологами, показали, что один из самых сильных страхов ребенка после потери стабильности в семье — это ударить в грязь лицом перед сверстниками. Запугивания сильно влияют на самооценку ребенка, так что подумайте, как ее повысить. Вот несколько подсказок.

  • Обучите ребенка боевому искусству. Некоторые дети считают, что занятия восточными единоборствами, боксом или тяжелой атлетикой помогают повысить самооценку. Может быть, это относится и к Вашему ребенку? Некоторым родителям представляется, что, обучаясь единоборствам, ребенок сам станет агрессивнее, драчливее, однако этого практически никогда не случается — просто улучшается физическое развитие ребенка и повышается его самооценка.
  • Развивайте у своего ребенка умение общаться. Если задира пристает к Вашему ребенку, потому что у него не хватает навыков общения, развивайте их, а затем найдите группы, где он сможет применить новые знания.
  • Найдите друга. Помогите своему ребенку приобрести хотя бы одного друга.
  • Развивайте талант. Найдите занятие — хобби, увлечение, спорт, кружок, — которое нравится Вашему ребенку и в котором он сможет преуспеть. Затем помогите ему совершенствоваться в нем, чтобы повысить самооценку.

М. Борба пишет:

«Бывают моменты, когда мы не имеем права перекладывать всю ответственность на ребенка, чтобы прекратить преследование со стороны задиры. Это касается случаев, когда вмешательство взрослого может оказаться единственным выходом из ситуации. Чтобы Ваш ребенок не пострадал, прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Если такая вероятность существует, вмешайтесь — обратитесь к администрации школы, поговорите с самим обидчиком, его родителями (спокойно и уверенно, без оценок опишите им происходящее, скажите, что это должно прекратиться немедленно, иначе Вы обратитесь в полицию), если все перечисленное не привело к улучшению ситуации, действительно обратитесь за помощью к участковому. Не стремитесь сами наказать обидчика, это покажет ему, что Вы — сторонник силовых методов, а значит, лучший способ Вам отомстить — еще больше атаковать Вашего ребенка. Кроме того, у него появится возможность заявлять, что это именно Вы на него напали, требовать привлечения Вас к ответственности (поскольку Вы — взрослый)». Пожалуй, лучше и не скажешь!

Более подробную информацию о проблеме школьного насилия и о том, как с ним бороться, можно найти на сайте проекта Травли.NET.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0