Как помочь ребенку стать более самостоятельным

Один из частых вопросов, с которыми родители обращаются к психологу: «Как мне помочь своему ребенку стать более самостоятельным?». Родители малышей говорят, что хотели бы, чтобы ребенок сам одевался, сам убирал за собой игрушки, мог занять себя в свободное время. Родители детей постарше хотели бы, чтобы ребенок сам делал уроки, мог приготовить себе бутерброд или разогреть суп, а в будущем — выбрать хорошую профессию, построить счастливую жизнь.

Однако с самостоятельностью не все так просто. Дело в том, что самостоятельность подразумевает независимость. Можно даже сказать, что независимость — другое название самостоятельности. Но у независимого человека может быть свое мнение по самым разным вопросам, отличное от мнения других людей, в том числе и от мнения родителей. Например, это может быть собственное мнение о том, когда делать уроки, сколько времени играть на компьютере, ехать или нет к бабушке и так далее. Родители, понимая это, далеко не всегда готовы предоставить своему ребенку даже относительную самостоятельность, принять его независимость. Вовсе не хочется вести множество переговоров со своим чадом по самым разным поводам, уважать его мнение и часто уступать, вместо того чтобы просто прикрикнуть и заставить сделать по-своему.

В нашей культуре, как и во многих других, не принято считать ребенка равноправным членом семьи. Считается, что он до совершеннолетия мало понимает в жизни, нуждается в постоянной опеке и контроле. Родителям это удобно, поскольку, во-первых, снижает беспокойство («как бы с ним/с ней что-то не случилось»), а во-вторых, что более важно, дает чувство своей нужности, значимости в этой жизни.

Во многих семьях мамы почти все свое время занимаются воспитанием и обслуживанием своих детей, страшно устают, но продолжают трудиться в поте лица, опасаясь услышать от кого-нибудь из окружающих презрительное: «Ты плохая мать!». Что скажут близкие или даже посторонние люди, если ребенок при них начнет проявлять свою самостоятельность и независимость? И что она будет делать, когда ребенок сам начнет решать, чем ему заниматься, и сам научится свои дела организовывать и выполнять? Куда девать свое собственное освободившееся время? Как придется изменить свое собственное поведение, если изменится поведение ребенка?

Удобно зависимое положение в семье и детям. Опекой родители в большой степени, а то и полностью, освобождают их от ответственности за свои поступки. Ответственность — тяжелый груз, а тут появляется возможность ее избежать. Да и в более старшем возрасте легко обвинить родителей в своих неудачах: «Это вы меня так воспитали!».

Одним словом, не так-то просто бывает решить родителям поддерживать самостоятельность своих детей или постараться как-то избежать этого.

Конечно, я несколько приукрасил «картинку». Никто не призывает полностью предоставить ребенка самому себе, отказаться от заботы и помощи ему в разных обстоятельствах. Однако, и серьезная доля правды в приведенном описании есть. Вопрос действительно сложный — не нанесет ли ребенку вреда предоставляемая самостоятельность? Как решить, какой объем самостоятельности может быть оптимальным в разном возрасте?

На помощь приходит уже упоминавшееся понятие ответственности. Самостоятельности вообще без ответственности не бывает. Дети и подростки, которые пытаются добиться независимости от родителей, часто как раз и уверены, что самостоятельность достанется им, а ответственность останется на родителях. Поэтому фактически воспитание у ребенка самостоятельного, независимого и уверенного в себе поведения подразумевает одновременное воспитание ответственности. Причем, ребенку можно предоставить самостоятельность ровно в той мере, в которой у него сформирована ответственность. Известный психолог Галина Сартан пишет:

«Если мы учим ребенка нести ответственность за принятое решение, это не значит, что мы бросаем его на произвол судьбы или перестаем о нем заботиться. Это значит лишь то, что мы начинаем относиться к нему, как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и решение обратиться за помощью он примет тоже самостоятельно».

Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. — М.: ТЦ «Сфера», 2000

С чего же начать воспитание у ребенка самостоятельности и ответственности? Специалисты считают, что начинать нужно с обучения простым навыкам самоорганизации. Например, для малышей это могут быть навыки планирования, управления своим временем.

Мне показался интересным опыт блогера и мамы двоих дочерей Светланы Некрасовой. Для дочери, которой на тот момент было всего 2,5 года она придумала игру «Вспоминалки и повторялки». Каждый вечер, лежа в постели, они с дочерью вспоминали прожитый день, а потом описывали, как пройдет завтрашний день. Постепенно у ребенка сформировалась привычка анализа прожитого дня и планирования дня предстоящего.

Также Светлана описывает, как она научила дочь ждать наступления разных событий (например, когда будет готова еда и др.) с помощью песочных часов; как научила выполнять нелюбимые занятия с помощью таймера, а все важные занятия с помощью чек-листов. Кстати, использовать песочные часы, таймер и чек-листы можно и для детей более старшего возраста, и даже для взрослых. Мы ведь составляем для себя списки задач на день, которые по сути также можно считать чек-листами.

Более фундаментальные и всеобъемлющие рекомендации по воспитанию самостоятельности у детей предлагает Виктория Виноградова. Ее рекомендации также подходят для детей любого возраста. Она указывает на важность соблюдения нескольких условий.

  1. Создать соответствующую потребностям ребенка развивающую среду. То есть в доме должны быть места и вещи, используя которые он не будет слышать слова «нельзя».
  2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс. Действительно, чтобы научиться чему-либо, ребенок должен увидеть образец правильных действий. Кому как не родителям этот образец ему показать? Да и делать что-то вместе со взрослым ребенку гораздо интереснее, чем одному.
  3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется. У каждого ребенка свои темперамент и способности. Поэтому и для выполнения любых дел может понадобиться разное время. Результат будет гораздо лучше, если родители не станут делать что-то за ребенка, а дадут ему возможность попробовать и научиться самому, используя, если нужно, подсказки и поддержку.
  4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее. И в этом Виктория совершенно права. Никто не обладает всеми возможными умениями и навыками от рождения. Всему, что мы умеем, мы научились в детстве, тоже совершая многочисленные ошибки. Нужно учить ребенка не отчаиваться, а пробовать снова и снова, предоставляя ему необходимые подсказки и помощь.

Кроме создания условий, Виктория Виноградова перечисляет целый ряд занятий, в которых можно и нужно предоставить ребенку независимость. Приведу их с некоторыми своими комментариями.

  • Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды. У ребенка должен быть свободный доступ к его одежде (полки и вешалки, соответствующие росту и др.). Застежки и завязки на одежде и обуви должны быть не слишком сложными и соответствовать уровню развития двигательных навыков ребенка, чтобы он мог сам с ними справиться.
  • Независимость в гигиенических процедурах. А значит, доступность всех необходимых принадлежностей в ванной комнате и туалете.
  • Независимость в еде. Доступность воды и еды, посуды. Уважение выбора ребенком предпочитаемой еды. Переговоры и поиск компромиссов, если по этому поводу возникают разногласия.
  • Независимость во время сна. Доступность кровати. Можно придумать ритуал отхода ко сну. Тогда напоминаний о том, что пора спать, потребуется гораздо меньше. Договариваться о времени отхода ко сну и подъема.
  • Независимость в игре и занятиях. То есть подходящая по возрасту мебель. Свободный доступ к игрушкам, книгам, дискам, материалам для творчества. Неплохо бы еще и наличие щетки, совка и корзины для мусора, чтобы ребенок мог сам убирать за собой.

Обеспечив соблюдение перечисленных выше условий и предоставив независимость в разных занятиях, можно добиться достаточно быстрого продвижения ребенка к самостоятельности. Одновременно будет формироваться и ответственность, поскольку дети учатся быть ответственными, оказываясь в таких ситуациях, когда они знают, что действуют сами и сами принимают решения, последствия которых относят только на свой счет.

Галина Сартан предлагает родителям три совета, которые помогут воспитывать самостоятельность у ребенка наиболее успешно.

  • Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
  • Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
  • Измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т. е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей.

Успехов вам!

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0