Как помочь ребёнку с дислексией

По статистике примерно у 10% людей отмечается нейробиологическое нарушение, которое называют дислексией. Если говорить о детях, обучающихся в школах, то практически в каждом классе найдется 1–3 ученика с дислексией, имеющей легкую или более серьезную степень выраженности (в последние 15 лет эти цифры медленно, но неуклонно, увеличиваются). У мальчиков дислексия встречается примерно в полтора раза чаще, чем у девочек. В то же время, по данным опросов, только 30% учителей общеобразовательных школ знают о ее существовании, а осведомленность среди родителей приближается к нулю.

Дислексией называют состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствия нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения (Корнев, 2004).

Иными словами, большинство детей с дислексией (выраженной в легкой и средней степени) обладают достаточно высоким уровнем интеллекта и речевого развития, иногда даже проявляют повышенные творческие способности, вполне могут осваивать обычную общеобразовательную программу, а иногда и программы повышенной сложности, однако, при этом, испытывают серьезные затруднения, когда речь заходит о чтении и письме. Именно неплохая успеваемость становится причиной того, что взрослые — учителя и родители — не относятся серьезно к трудностям с чтением и письмом ребенка — он ведь в целом с учебой справляется. И только когда нарушение серьезно выражено, мешает освоению программы, приходится обращаться к логопеду, дефектологу, психологу.

Между тем, дислексия и часто сопровождающая ее дисграфия (нарушение письма) не так уж безобидны. Чтение и письмо составляют основную часть учебной деятельности ребенка в школе. Их нарушение часто приводит не только к снижению успеваемости, но и к разрушению отношений ребенка с учителями, которые требуют читать и писать правильно, ругают за ошибки; с родителями, которые требуют выполнения домашних заданий и также ругают и наказывают; с другими детьми, которые легко выполняют то, с чем ребенок с дислексией справляется с большим трудом или вовсе не может справиться. Нередко детей с дислексией просто считают ленивыми и нежелающими выполнять учебную работу. Не случайно по данным англо-американских исследований, среди подростков-правонарушителей от 35 до 60% страдают дислексией.

Однако, как я уже писал выше, с интеллектом у детей-дислексиков все в порядке, и если им обеспечить надлежащую помощь и поддержку, они могут добиться очень многого. Например, дислексией страдали Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Стивен Спилберг, Стив Джобс, Киану Ривз, Том Круз, Кира Найтли, Владимир Маяковский, Федор Бондарчук, Евгений Гришковец и многие другие известные люди.

Американский педагог Нина Джексон приводит некоторые особенности людей с дислексией (Джексон Н. Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии / Н. Джексон — «Альпина Диджитал», 2015):

— Дислексики способны с помощью определенных мозговых функций влиять на чувственное восприятие других людей и создавать новые воображаемые миры.

— Люди с дислексией тонко чувствуют, что происходит вокруг.

— Любопытство у дислексиков развито гораздо сильнее, чем у «среднестатистического человека».

— Люди с дислексией обычно мыслят образами, а не словами.

— Дислексики, как правило, весьма проницательны и обладают хорошей интуицией.

— Дислексики постоянно используют все органы чувств, поэтому они думают и воспринимают мир многомерно.

— Нередко дислексики принимают воображаемое за действительное, как будто то, о чем они думают, совершенно реально.

— Люди с дислексией часто обладают невероятным, очень живым воображением.

Однако она тут же указывает, что крайне важно, чтобы никто, в том числе, в школьной системе образования, не подавил, не загубил и не обесценил эти уникальные способности. Она предлагает учителям начальных классов подумать, не замечали ли вы за кем-то из учеников следующих проявлений (привожу с некоторыми своими корректировками в соответствии с имеющейся у меня информацией).

  • Временами выполняет задания слегка «неловко», а иногда не в том порядке.
  • Отлично успевает в предметах, связанных с искусством: театр, музыка, живопись, — и часто хорошо отвечает устно.
  • Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо читает и пишет.
  • Периодически уединяется или пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом — все потому, что ему сложно читать и излагать мысли на бумаге и он нервничает. Зато пообщаться устно для такого ребенка в радость — он может высказать, что думает.
  • Выставляет себя шутом — нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с чтением и письмом и плохой успеваемости.
  • Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не все сразу.
  • Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедленнее!
  • К середине дня страшно устает, потому что потратил неимоверное количество усилий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» — как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии работать. Поэтому днем давайте таким детям практические или творческие задания.
  • Его часто задирают и обзывают сверстники, особенно если отстранять ребенка от занятий на том основании, что требуется «дополнительная помощь и поддержка», — одноклассники сразу же понимают, что этот ученик не совсем такой, как они. Давайте не забывать про инклюзивность.

Нина Джексон перечисляет некоторые возрастные специфические признаки у детей с дислексией.

Специфические признаки в раннем возрасте:

  • бывает рассеян;
  • затрудняется ударить по мячу, поймать или бросить мяч, скакать на одной ноге, перепрыгивать через препятствия;
  • задержка в развитии речи;
  • н всегда вовремя хлопает в ладоши;
  • с трудом запоминает детские песенки или названия простых предметов, таких как стол, стул и пр;
  • любит, чтобы ему читали, но не проявляет интереса к буквам и словам;
  • плохо воспринимает фонетический метод обучения чтению;
  • часто надевает обувь не на ту ногу и в целом медленно одевается.

Специфические признаки в начальной школе:

  • вечно возится со шнурками (попробуйте обувь на липучках!);
  • не дружит с оперативной (кратковременной) памятью;
  • письменные работы бывают очень неаккуратны, и, если с этим не разобраться на начальных стадиях, может развиться дисграфия;
  • путает некоторые буквы (например, «З» и «Э», «Р» и «Ь»), что приводит к необычному написанию и произнесению слов;
  • плохо читает. Наиболее характерно — читает сбивчиво, вымученно, пропускает строки или повторяет одну и ту же фразу, путает слова («кот» и «ток», «мышка» и «шишка», «каша» и «шакал» и т. п.), мучается с многосложными словами и не понимает, что прочитал.

Какую помощь могут оказать ребенку взрослые — родители, педагоги — по коррекции нарушений, связанных с дислексией? Прежде всего, это конкретная помощь по организации учёбы в школе и дома. Например:

  • обсуждение и «принятие» конкретных правил учебной работы (дома — правил выполнения домашних заданий, в школе — правил поведения на уроке и порядка действий при выполнении заданий учителя);
  • составление визуальных подсказок — списков работы, аналогичных обычным спискам работы, но выполненных в виде картинок. Если по каким-то причинам нужны текстовые подсказки или списки, используйте четкий, крупный шрифт (почерк) и увеличенные промежутки между словами;
  • составление опорных схем (вообще, всех учеников неплохо бы было научить составлять опорные схемы пройденного урока, для дислексиков же это особенно важно);
  • использование структурированных программ;
  • применение знаковых (например, рисунки, смайлики, жесты и т. п.) систем оценки деятельности ребенка,
  • использование при обучении ребенка наглядных алгоритмов действий;
  • организация коррекционных занятий с логопедом и дефектологом;
  • организация занятий с психологом, направленных на обучение:
    • навыкам самоконтроля и саморегуляции,
    • навыкам общения и уверенности в себе,
    • эмпатии, оптимизму, «мышлению роста» (по Кэрол Дуэк).

Эксперты Европейской ассоциации дислексии, в которой участвует и наша страна, озвучили перечень привилегий, в которых нуждаются дети с нарушением чтения в процессе обучения. Вот некоторые из них.

  • Право не участвовать в чтении вслух перед всем классом.
  • Право пользоваться компьютером на уроке при выполнении письменных работ.
  • Замена письменных заданий на устные.
  • Право пользоваться диктофоном на уроке вместо конспектирования.
  • Право на дополнительное время при выполнении письменных работ.
  • Право пользоваться словарем в классе.
  • Право на бесплатную коррекционную помощь логопеда и психолога в необходимом объеме.

Для оценки предоставления ученикам с дислексией этих привилегий, двадцати четырем странам-участницам Ассоциации в 2004 году было предложено заполнить опросник. Министерство образования и науки РФ представило ответы, согласно которым из более чем 20 привилегий в нашей стране соблюдаются 11 (дети с дислексией включены в категорию детей с особыми образовательными потребностями; им разрешается на уроках для набора текста пользоваться компьютером; им разрешается заменить письменную работу устным ответом или ответом, записанным на диктофон; ученики с дислексией имеют право проверять правописание по словарю и др.). Правда, к большинству ответов была сделана приписка: «на усмотрение учителя». Таким образом, именно от каждого учителя зависит благополучие ребенка с дислексией на уроках.

Еще хотелось бы отметить, что в нашей стране сильная дефектологическая научно-профессиональная школа. Учителя-логопеды и учителя-дефектологи умеют эффективно проводить коррекционную работу по поводу дислексии и других нарушений учебной деятельности. В их распоряжении есть современные методические разработки, дидактические материалы и диагностический инструментарий. Психологи, в свою очередь, вполне успешно справляются с эмоциональными проблемами, возникающими у детей вследствие дислексии. Таким образом, если вы замечаете у ребенка проявления этого нарушения обучения, вы можете не только поддержать его сами, но и привлечь к сотрудничеству логопеда и/или дефектолога с очень высокими шансами на успех.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0