Как помочь будущему первокласснику подготовиться к началу занятий в школе?

Закончится лето, и школы откроют двери для своих учеников. Некоторые ребята переступят порог школы впервые, им только предстоит стать учениками. От того, на сколько успешным будет их знакомство со школой, насколько удачно они «впишутся» в образовательный процесс, во многом будет зависеть и успешность их учебы, и то настроение, с которым почти каждое утро в течение следующих нескольких лет они будут выходить из дома. Отчего же зависит то, насколько успешным для ребенка станет начало его школьной жизни? Чем родители могут помочь своему будущему первокласснику или первокласснице за полтора-два месяца, оставшихся до 1 сентября?

Психологи утверждают (и доказывают), что успешное начало школьного обучения основывается на так называемой «готовности к школе». Готовность к школе — это определенный уровень психофизиологической зрелости ребенка. Она включает учебную мотивацию (ребенок хочет учиться) и внутренние ресурсы, необходимые для успешной учебы (ребенок может учиться), — определенный уровень эмоциональной зрелости и достаточный интеллектуальный уровень развития.

Рассмотрим эти составные части готовности к школе подробнее

Большинство детей к 7-летнему возрасту обладают заметно выраженной познавательной мотивацией. Им интересно узнавать новое, а кроме того, они хотят стать взрослее, получить новый статус в обществе — статус ученика. Поэтому большинство семилеток хотят пойти в школу (исключение составляют, разве что, дети, у которых родителям удалось сформировать отрицательный образ школы, на каждый детский просчет замечая: «Как же ты такой(такая) будешь в школе учиться?» или: «Ну ничего, в школе как миленький будешь примеры решать, уж там тебе спуску не дадут!»).

Тем не менее, записывая ребенка в первый класс, практически все родители сообщают, что ребенок хочет учиться в школе. Поэтому учителя считают важным выяснить реальные представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. Дети, обычно, отвечают, что будут там играть на переменах, заведут много друзей, будут заниматься. Однако такие ответы указывают на преобладание игровой или социальной мотивации, но не учебной. Ребенка, который действительно хочет учиться в школе, привлекает обычно возможность узнать что-то новое, научиться чему-то такому, чего он еще не умеет. Впрочем, иногда случается так, что ребенок вовсе не представляет, чем он будет заниматься в школе. И это уже серьезный повод задуматься родителям. Возможно, в этом случае, с поступлением в школу лучше повременить.

Учеба в школе — это, как правило, не игра, а непривычный и не всегда приятный труд. Ученикам приходится отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». А еще нужно достаточно длительное время удерживать внимание, быть готовым усваивать правила, действовать по правилам, подчиняться им. Собственно, вся школьная жизнь и есть соблюдение множества правил, которые далеко не всегда совпадают с желаниями. Наличие у ребенка способностей к произвольной регуляции своих действий (удерживанию внимания, соблюдению правил и др.) характеризует развитие его эмоционально-волевой сферы.

Школа — социальный институт, то есть место, где происходит специально организованное общение и взаимодействие людей. А значит, от ребенка требуется способность ориентироваться в социальных ситуациях, выстраивать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми (более старшими детьми и учителями), проявлять самостоятельность. Для робких и стеснительных детей, детей, не посещавших дошкольное учреждение, слишком опекаемых дома, это непростая задача. Возможно, в оставшееся до начала учебы время есть смысл организовать ребенку отдых, насыщенный ситуациями общения и взаимодействия, включая тренинги общения, предлагаемые психологами.

Теперь несколько слов об интеллектуальном развитии

Многие родители считают показателем высокого уровня интеллектуального развития ребенка некоторый объем знаний и навыков, которыми он обладает. Однако, это не совсем верное представление. Интеллект — это способность усваивать и использовать знания и навыки, то есть способность учиться. Действительно, дети, умеющие читать и считать, в первом классе выглядят выигрышно по сравнению с другими учениками, однако, если это всего лишь объем знаний, а не способность их получать и использовать, довольно скоро преимущество исчезает и начинаются сложности. Сложности не только познавательного плана (педагогу и родителям приходится срочно принимать меры к развитию интеллектуальных способностей), но и эмоционального — стремительное изменение статуса от успешного ученика до неуспешного становится серьезным стрессом для ребенка.

Серьезные трудности в учебе у первоклашек часто бывают связаны с небольшим словарным запасом, неумением рассуждать, пересказывать даже небольшие рассказы. Поэтому, прежде чем учить ребенка бегло читать, лучше научить его слушать и рассказывать.

Нелишними будут и занятия, направленные на развитие мелкой моторики, поскольку в школе потребуется много писать и рисовать (необходимые упражнения без труда можно найти в Интернете).

Если вы сомневаетесь, готов ли ваш ребенок к школе, можно обратиться к психологу детского сада, школы или одного из центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые бесплатно помогут вам разрешить сомнения и дадут конкретные рекомендации, полезные именно для вашего ребенка.

Вот еще несколько советов по подготовке будущего первоклассника (первоклассницы) к школьному обучению.

1. Формируйте у ребенка положительный образ школы («Ты узнаешь там много интересного», «Ты станешь совсем взрослым», «У тебя там будет много хороших друзей (подруг)», «Купим тебе красивый портфель, пенал, ручку…» и т. п.). Предложите ребенку самому пофантазировать, как хорошо ему будет в школе. Поделитесь своим положительным опытом.

2. Начинайте постепенно приучать ребенка к режиму дня, которого он должен будет придерживаться, когда начнется учебный год. Потренируйтесь вставать в нужное время по будильнику, проследите, чтобы ребенок научился (если еще не умеет) самостоятельно заправлять кровать, умываться, одеваться, собирать необходимые вещи и др. Какие-либо подготовительные к школе занятия лучше также проводить в будущее учебное время или время выполнения домашних заданий.

3. Познакомьте ребенка со школой. Сходите туда вместе с ним (возможно, не один раз), покажите, как выглядят и где находятся раздевалка, класс, туалет, столовая. Узнайте о школьных правилах, режиме.

4. Познакомьтесь сами и познакомьте ребенка с персоналом школы, с которым предстоит контактировать. Прежде всего, речь, конечно, о будущей учительнице. Окажите дружеские знаки внимания (сделайте комплимент, угостите домашней выпечкой, предложите посильную помощь).

5. Было бы очень неплохо, если бы ребенок до начала занятий познакомился и подружился с кем-то из будущих одноклассников.

6. Обратите внимание на одежду и обувь (в том числе сменную), которые ребенок должен будет надеть в школу. Они не должны «колоться», тереть, жать и т. д. Они не должны быть такими, над которыми будут смеяться другие дети. Неплохо, если ребенок поносит их некоторое время, чтобы привыкнуть.

7. Играйте с ребенком в школу, обязательно со сменой ролей (он — ученик, вы — учитель и наоборот).

8. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).

9. Записывая ребенка в школу, не планируйте сразу же записать его (ее) на какие-то дополнительные занятия — музыка, рисование, карате, иностранный язык и т. д. Начало занятий — сложный, трудоемкий для ребенка период. Не стоит перегружать его дополнительными занятиями. Дайте ему возможность спокойно адаптироваться в новой для себя роли.

10. Обеспечьте ребенку хороший летний отдых и укрепление здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 1

  • фото
    Татьяна Рулик 03 июля 2016

    Игорь Анатольевич! Спасибо большое за материал, который подробно раскрывает составные части готовности будущих первоклассников к началу занятий в школе. Обязательно воспользуюсь этим в работе с родителями будущих первоклассников. Ещё раз, спасибо!