Как помочь ребенку включиться в учебу после продолжительных каникул?

Начало школьных занятий — очередной этап в жизни ученика. Не только для первоклассников, но и для учеников последующих классов, это более или менее резкий переход от относительно свободного режима дня и, преимущественно, отдыха к более жесткому режиму дня и учебной работе. А всякая резкая смена деятельности порождает стрессовые реакции организма.

Почему-то многие родители и даже некоторые учителя предполагают, что, если их ребенок учится во втором и последующих классах, то он уже вполне адаптирован к учебе, и начало занятий должно проходить для него легко. Однако это не так. Ученые обнаружили, что в начале учебного года ученики любых классов испытывают трудности, и им необходим определенный период для адаптации к учебе. Первоклассникам на это требуется от полутора месяцев до полугода, ученикам других классов — один-два месяца.

Если родители приняли меры к подготовке ребенка к началу учебы, период адаптации проходит легче и более кратко по времени. Если до последних каникулярных дней ребенок жил в режиме отдыха, адаптация пройдет в более тяжелой форме и будет более длительной.

В одной из предыдущих статей мы уже говорили о том, как подготовить ребенка к началу учебного года. Теперь хотелось бы обратить внимание на последний день каникул.

Постарайтесь сделать этот день спокойным и приятным. Не нужно шумных развлечений, слишком активных игр, бурных «прощаний с летом». Пусть не будет скандалов, даже если выяснится, что какие-то задания на лето оказались не выполненными. За один день их все равно не доделать, к тому же они, как правило, факультативные, дополнительные. Помогите ребенку собрать портфель (если, конечно, он не десяти- или одиннадцатиклассник), помогите подготовить одежду, постарайтесь поддержать желание идти в школу — вспомните вместе летние приключения, о которых он мог бы рассказать друзьям в классе, девочки могут похвастаться какой-нибудь обновкой и т. д.

Теперь несколько слов о первых неделях школьной жизни.

Обсудите с ребенком режим дня, которого он хотел бы придерживаться. Договоритесь, что на сон должно быть выделено 11 часов, если ребенку 6–9 лет, 10 часов, если ребенку 10–14 лет, 8 часов, — если 15–18 лет. Должно быть запланировано время и для приготовления уроков, и для прогулки. Старшеклассникам нужно находиться на воздухе не менее 1,5 часов в день, ученикам средней школы — 2 часа, младшим школьникам — не менее 3,5. В дальнейшем помогайте ребенку контролировать соблюдение принятого режима (по возможности, ненавязчиво). Особенно обращайте внимание на продолжительность сна — она не должна быть меньше запланированной, даже если ребенок не успел сделать уроки, и тем более, если по телевизору показывают интересный фильм, матч любимой спортивной команды и т. п. Не должны мешать своевременному отходу ко сну ни общение в социальных сетях, ни компьютерные игры (об этом особенно договаривайтесь заранее). Помните, что дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтны и с большим интересом относятся к занятиям. Можно даже придумать какой-нибудь семейный ритуал утреннего подъема, например, под бодрые и веселые песни (еще лучше, если ребенок будет подпевать).

Обычно, требования в школе в первые учебные дни несколько ниже, чем обычно, меньше задают и домашних заданий. Поэтому ребенку можно позволить немного больше гулять и развлекаться после выполненных уроков. В сентябрьские выходные можно позволить ребенку побольше поваляться в постели. Если погода позволяет, можно вместе выбраться на ближайший пляж или на дачу.

Очень важным для компенсации стрессовой нагрузки является правильное питание. Уточните у врача состав меню, которое он мог бы порекомендовать вашему ребенку. В крайнем случае, найдите необходимую информацию в литературе или в Интернете.

Постарайтесь, особенно в первые учебные дни, создать у ребенка положительный настрой на школу, обеспечить ему ситуацию успеха. Не требуйте сразу же только отличных оценок, не «доставайте» ежедневными расспросами об оценках. Вопрос с порога: «Ну, что сегодня получил?» — сообщает ребенку, что родителю все равно, какое у него настроение, голоден ли он, здоров ли и т. д. А это, согласитесь, обидно. Спросите лучше, что интересного было в школе, что нового он (или она) узнали, что больше всего понравилось, и чем хорошим особенно запомнился этот день. Обеспечьте ребенку понимание и поддержку. Успокаивайте ребенка, утешайте, если у него что-то не получается, поощряйте за достижения. Старайтесь проводить с ним больше времени по вечерам, больше разговаривать на самые разные, не только формальные, темы. Интересуйтесь его (её) жизнью, жизнью друзей (подруг), например, спросите, как они провели лето. Расскажите, как вы сами проводили время, когда учились в школе. Вообще, в течение всей учебы (не только в первые недели) постарайтесь поддерживать дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Кстати, ученые доказали, что дети и подростки, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении (норма — не менее восьми «обнимашек» в день, причем, это касается и дошкольников, и младших школьников, и подростков).

В то же время, скандалы и капризы на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение — опоздать на занятия или пойти в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действует лучше родительских увещеваний. Только дома потом серьезных «разборок» или чтения нотаций устраивать не нужно, достаточно будет одного укоризненного взгляда.

Если вы хотели бы, чтобы ребенок посещал какие-нибудь дополнительные занятия (кружки, секции, курсы и т. д.), воздержитесь отправлять на них сына или дочь в первый месяц учебы. Не создавайте сверхнагрузки для нервной системы ребенка.

Беспокойный сон, головные боли, боли в животе, расстройства желудка, страхи, плаксивость, резкие перепады настроения у ребенка — признаки переживаемого серьезного стресса, особенно если они появились в первые учебные дни, или возникли вроде бы ни с того, ни с сего. Они должны насторожить родителей и усилить внимание за обеспечением полноценного сна, питания и прогулок на свежем воздухе. В случае, если эти проявления стресса продолжаются несколько дней подряд или слишком выражены, стоит посоветоваться с врачом.

Хотелось бы предложить пару советов учителям.

Практически традицией стало на одной из первых недель учебного года писать с детьми сочинение «Как я провел лето». Я бы предложил заменить это мероприятие на нечто более эффективное в смысле образовательного результата. Устройте «свободный» урок, на который разрешите ученикам принести предметы, напоминающие им о прошедшем лете. Это могут быть и фотографии, и ракушки, привезенные с моря, значки, магнитики, сувениры, какие-то поделки или рисунки. Пусть они расскажут о событиях лета в свободной форме, легкой для понимания сверстниками.

В младшей школе педагоги, обычно, делают в средине уроков физкультминутки. Это очень правильно, и про это не нужно забывать. В то же время, стимулом для улучшения внимательности и хорошего поведения на уроках в средней школе могут стать «минутки свободы» (вы можете назвать их как-то по-своему). Это когда в средине урока детям разрешается немного поболтать на свободные темы.

Многие специалисты отмечают, что за время летних каникул руки детей отвыкают от письма. Поэтому есть смысл в первые пару недель учебы сократить количество письменных заданий и упражнений, при этом, попросив родителей написать (не на оценку) несколько коротких диктантов дома — по вечерам и в выходные дни. Очень хорошо, если диктовать будут разные члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) — ребенку полезно научиться воспринимать разные голос и манеру диктовки.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0