Как раскрыть истинные причины поведения ребенка?

В предыдущих публикациях мы уже говорили о том, что поведение можно представить в виде следующей модели:

МУ — Сд — Поведение — Последствия, где МУ — мотивационные условия, Сд — дискриминативный (различительный) стимул.

Мотивационные условия — это какие-то внешние обстоятельства или события, определяющие предрасположенность человека действовать определенным образом. Обычно они означают, что человек получал много или мало каких-то стимулов. Например, если окружающие уделяли в последнее время мало внимания ребенку, то предоставление внимания будет для него мощным подкреплением, а поведение, которое позволяло ребенку раньше получить внимание от окружающих, станет случаться чаще. Другой пример: если ребенок недавно довольно долго играл на компьютере, то разрешение поиграть на компьютере не будет поощрением для него, а поведение «поиграть на компьютере» «запустится» не скоро.

Сд — различительный стимул — запускает то или иное поведение человека. Например, вид фонтана может стать Сд для поведения «искупаться в фонтане», слова мамы о том, что пора садиться за уроки, могут запустить поведение капризов или даже истерики, вид входящей в квартиру бабушки может запустить поведение бежать к ней и обниматься.

Последствия определяют, будет ли поведение повторяться. Так аплодисменты в зале могут сделать поведение ребенка читать стихи со сцены более частым, а отказ отца дать сыну деньги на карманные расходы может сделать поведение просить у него деньги более редким, а со временем, возможно, и вовсе прекратить это поведение.

Фактически, зная МУ, Сд и Последствия, мы можем с большой вероятностью понимать причины и предсказывать поведение людей, а, поскольку, мы часто можем изменить эти факторы, то мы можем изменить и само поведение.

Чуть позже я приведу примеры того, как это работает, но предварительно хотел бы напомнить еще два важных момента, которые могут помочь разобраться в истинных причинах того или иного поведения.

В предыдущих публикациях уже говорилось о том, что причины практически любого поведения лежат вне человека, то есть в окружающей среде. Хочу напомнить об этом еще раз. Проблемы в объяснении поведения детей возникают как раз тогда, когда мы пытаемся найти этому поведению внутренние причины. Дело в том, что «внутренние причины» ничего не объясняют, а сами нуждаются в объяснении. Например, учитель может считать, что ребенок нарушает дисциплину на уроке, потому что обиделся на него (это внутренняя причина). Но не ясно, почему он обиделся? Обиделся на поставленную двойку или сделанное замечание? Вероятно, так и есть, только это уже «внешнее объяснение». Ребенок невнимателен на уроке, потому что устал? Но почему он устал? Много бегал на перемене? Но это уже опять-таки внешняя причина!

«Внутренние объяснения» часто зациклены, тавтологичны. Например, ребенок не сидит на месте, много бегает? Про такого говорят, что он «гиперактивный». Но как окружающие узнали, что он гиперактивный? Потому что он бегает! То есть люди одно и то же поведение называют разными словами (шустрый, гиперактивный), а потом одно из названий объявляют причиной другого (шустрый, потому что гиперактивный). При таком подходе (а он у нас, к сожалению, очень распространен) исправить поведение практически невозможно.

Кстати, гиперактивный ребенок далеко не всегда бегает и прыгает, иногда он способен достаточно долго оставаться на месте и заниматься каким-то делом, например, когда играет в любимую игру на компьютере. Значит истинная причина его «шустрого» поведения в какие-то моменты не в его гиперактивности (ее можно рассматривать как МУ), а в каких-то стимулах окружающей среды, которые запускают (Сд) и поддерживают (Последствия) такое его поведение.

Еще одна важная закономерность поведения, которую нужно обязательно принимать во внимание — это функциональность поведения. Любое поведение функционально, то есть зачем-то нужно, выполняет какую-то функцию. Именно поэтому его не имеет смысла пытаться остановить — все равно организм будет стараться реализовать эту функцию. Например, ребенок не успел позавтракать перед занятиями в школе (как вы уже знаете — это мотивационное условие МУ). В результате, во время уроков и перемен он будет демонстрировать поведение, которое раньше приводило к получению пищи — бегать в буфет, чтобы что-нибудь себе купить; просить друга поделиться принесенным из дома завтраком; или даже отнять бутерброд у более слабого одноклассника. Учебное поведение при этом отойдет на второй план.

Все функции поведения можно разделить на две большие группы. Первая группа — получение чего-то желаемого. Как правило, это:

  • получение внимания или одобрения со стороны других людей;
  • получение какого-то предмета, например, игрушки или планшета;
  • получение доступа к какой-то активности — побегать, попрыгать на батуте, поиграть в футбол и т. п.;
  • получение приятных сенсорных ощущений — что-то приятное посмотреть, послушать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.

Вторая группа функций поведения — избегание чего-то нежелательного. То есть:

  • боли, дискомфорта;
  • лишней траты энергии (лишнего труда);
  • критики, осуждения, высмеивания и т. п. от других людей.

Если ребенок демонстрирует проблемное поведение (например, капризы, истерику), нам придется выяснить функцию этого поведения (например, избегание лишней траты энергии на выполнение домашнего задания), мы сможем найти другое, приемлемое поведение, выполняющее ту же функцию, которым заменим проблемное поведение (например, научим ребенка просить небольшой перерыв, или разобьем домашние задания на более мелкие и простые шаги, которые не будут казаться ребенку настолько трудными; разумеется, не забудем напомнить о поощрении, которое ждет ребенка в случае успешного выполнения домашней работы).

Теперь у нас достаточно теоретических сведений, чтобы начать выявлять причины поведения людей. Давайте сначала немного потренируемся на простых примерах (для удобства я представлю их в форме таблиц). Как вы думаете какие причины у поведений, представленных в таблице?

МУ (мотивационные условия) Сд дискриминативный (различительный) стимул Поведение Последствия

1. Наступает время ужина, а дома кончился хлеб Мама просит Колю сходить в магазин за хлебом Коля идет в магазин за хлебом Мама хвалит Колю, вся семья довольна, что есть хлеб на ужин

2. Сереже нравится играть в компьютерные игры Сережа с мамой в магазине, он видит в продаже новую компьютерную игру. Сережа просит маму купить эту игру. Мама отказывается покупать игру, поскольку у нее нет достаточно денег

3. Сереже нравится играть в компьютерные игры Мама отказывается купить Сереже компьютерную игру, поскольку у нее нет достаточно денег Сережа громко кричит и возмущается, требует купить игру Мама уводит Сережу из магазина

4. Родители мало внимания уделяют Артему дома Артем нарушает дисциплину на уроке Учитель делает ему замечание Артем на некоторое время прекращает свое поведение, но вскоре снова нарушает дисциплину

5. Саша получил двойку на уроке Когда он приходит домой после школы, мама спрашивает, как прошел день, какие отметки получил сегодня? Саша грубит маме Мама обижается и перестает разговаривать с Сашей

6. Жена пылесосит ковер в комнате. Муж сидит в кресле, читает новости в планшете Жена говорит мужу: «В нашем доме уборкой занимаюсь только я!» Муж отвечает: «Да, ты много занимаешься уборкой» Жена в замешательстве продолжает некоторое время пылесосить ковер

изображение

Обсудим представленные примеры.

В первом примере, функций поведения Коли может быть несколько: получение похвалы от мамы и других членов семьи, возможно, избегание неприятностей, если он откажется сходить за хлебом.

Во втором и третьем примерах Сережа явно хочет получить игру. При этом неявной причиной поведения Сережи в третьем примере может быть устранение игры из поля зрения, поскольку мама уводит его из магазина. Заметим, что нежелательное поведение мальчика не началось бы, если бы мама не брала Сережу с собой в магазин или построила маршрут так, чтобы не проходить мимо витрины с играми.

В четвертом примере функцией поведения Артема вероятнее всего является получение внимания от учителя и, возможно, от других учеников.

В пятом примере проблемное поведение позволяет Саше избежать расспросов об оценках, а вместе с этим и неприятностей из-за полученной двойки.

В шестом примере муж успешно избегает участия в уборке. Как видим, жена выбрала не очень эффективную стратегию добиться от него помощи.

Чтобы правильно понять причину поведения другого человека (ребенка, взрослого), нужно собрать побольше информации об этом поведении. Собирать информацию нужно двумя способами. Во-первых, расспросить тех, кто видел это поведение (родных, знакомых, педагогов и др.). Однако люди, как правило стараются предоставить спрашивающему ту информацию, которую он, по их мнению, хочет от них услышать. Кроме того, люди стараются выглядеть в глазах спрашивающего в наиболее благоприятном свете. Поэтому предоставляемая ими информация будет не совсем точной, а иногда и заметно искаженной.

Тем не менее, у людей обычно спрашивают:

— при каких обстоятельствах они наблюдали поведение (Где это происходило? В какое время? Кто присутствовал? Кто и как отреагировал на это поведение? Изменилось ли оно при этом?),

— как часто происходит поведение?

— как долго оно длится?

— как оно обычно начинается, продолжается и чем заканчивается?

Во-вторых, для получения более точной информации придется понаблюдать за поведением самостоятельно. Конечно, просто смотреть на поведение бессмысленно. Для наблюдений используют специальные формы. Чаще всего это «АВС-форма» и «временнáя сетка». АВС-форма выглядит следующим образом:

Дата, день недели Время начала поведения и его продолжительность Место, присутствуюшие Сд Что произошло непосредственно перед началом поведения? ПОВЕДЕНИЕ (Что именно ребенок делал?) ПОСЛЕДСТВИЯ (Что произошло после поведения?)

изображение

В эту таблицу записывают подряд несколько эпизодов поведения, за которым ведется наблюдение.

Тогда первый столбец даст нам информацию о том по каким дням недели поведение происходит чаще, по каким — реже, а по каким, возможно, совсем не бывает.

Второй столбец покажет в какое время дня (или, например, урока) поведение происходи чаще, в какое — реже, а в какое — не происходит вообще.

Третий столбец раскроет, в каких местах и при каких людях поведение происходит чаще, реже или вовсе не происходит.

Четвертый столбец (Сд) даст нам информацию о тех стимулах, которые обычно запускают это поведение.

Пятый столбец — как выглядит поведение внешне, как проявляется.

Последний, шестой столбец подскажет, какие стимулы, последствия поведения его поддерживают.

Как видим, таблица позволяет получить практически всю информацию о поведении и выявить его истинные причины. В дальнейшем, благодаря полученной информации мы сможем повлиять на поведение, чтобы изменить его. Например, поведение изменится или даже не начнется, если мы изменим место или количество присутствующих людей, если изменим или устраним Сд, если отменим Последствия, которые поведение получает.

У АВС-формы есть один существенный недостаток — она очень громоздка и ее практически невозможно заполнять во время занятий. Поэтому были предложены более простые формы для наблюдений. Одной из них является «временнáя сетка». Она очень похожа на страницу ежедневника и представлена ниже (для одного урока):

изображение

Представленная сетка позволяет выяснить, в какие дни недели, а также в какой части урока поведение случается чаще, реже, вообще не случается. Это, конечно, гораздо меньше информации, чем в АВС-форме, но часто и этого бывает достаточно, чтобы разобраться в особенностях поведения ученика.

Если есть необходимость разобраться в поведении, которое может происходить в течение дня, в сетке проставляют время дня с интервалом, например, в 30 минут или 1 час; включают в нее и выходные дни.

Итак, в этой публикации я рассказал о том, как определить причины поведения ребенка в тех или иных ситуациях. Теперь вы сможете лучше понимать поведение окружающих, а при необходимости, изменять его, изменяя разные факторы окружающей среды.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0