Как учителю выявить причины плохого поведения ребенка?

Почему люди поступают так, как поступают? Почему они говорят то, что говорят? Почему они часто планируют одно, а делают другое? Почему в одних и тех же ситуациях разные люди поступают по-разному? А в разных ситуациях могут поступить одинаково? Вопросы эти совсем не так просты, как может показаться. Собственно, практически все гуманитарные науки — философия, психология, социология, культурология, педагогика и другие — заняты именно тем, что ищут ответы на перечисленные вопросы. Ведь знание ответов позволит понять человека, научиться предсказывать его поведение, избегать конфликтов, в конечном счете, управлять его поведением. Впрочем, здесь мы уже вступаем в область этики и обсуждения проблем манипулирования поведением одних людей в интересах других. И все же, перечисленные вопросы не дают покоя исследователям.

Было замечено, что на бытовом уровне существует определенная закономерность в том, как люди понимают причины поведения окружающих и причины своего собственного поведения. Представим себе ситуацию: вы едете в переполненном автобусе. В какой-то момент автобус наезжает на кочку, его встряхивает, и пассажир, стоящий по соседству, больно наступает вам на ногу. Скорее всего, вы, как и большинство людей, оказавшихся на вашем месте, возмутитесь и сделаете соседу замечание — он же должен понимать, что в автобусе едет, что вокруг другие люди, что нужно крепче держаться, нельзя быть таким невоспитанным и безответственным!

Теперь представим немного иную ситуацию. Изначальные условия те же: вы едете в переполненном автобусе, в какой-то момент автобус наезжает на кочку, его встряхивает. Но теперь уже вы не удерживаетесь и наступаете соседу на ногу. Как вы объясните себе причину происшедшего? Большинство людей называют в качестве причин рассеянность водителя, который не смотрит на дорогу и наезжает на кочки; безалаберность дорожных служб, которые не могут привести асфальт в порядок; непредусмотрительность соседа, который в переполненном автобусе расставил ноги так, что вам и наступить больше некуда.

Итак, в случае, если другие люди совершают какие-то неблаговидные, с нашей точки зрения, поступки или причиняют какие-то неприятности нам, мы видим причины этого в их внутренних качествах, чертах характера — умышленном желании причинить вред, невоспитанности, глупости, агрессивности и так далее. Если же мы сами совершаем что-то подобное или причиняем неприятности другим, мы видим причины в случайности или в каких-то внешних по отношению к нам обстоятельствах.

Очевидно, что в таких объяснениях есть ошибка. Но как узнать истинную причину поведения другого человека? Что по этому поводу говорят специалисты?

Как это ни странно, но специалисты тоже делятся на два лагеря. Представители одного из них считают, что объяснить поведение людей можно с помощью одной из так называемых «теорий черт». Теории черт предполагают, что каждому человеку присущи некоторые врожденные или приобретенные в течение жизни черты (качества, свойства). Эти черты и определяют, как человек будет себя вести в повседневной жизни. Например, есть люди подвижные, ловкие, «шустрые», а есть инертные, медлительные, «заторможенные». Или есть люди смелые и есть трусливые; есть жадные и есть щедрые и так далее. Предполагается, что, выяснив набор черт, присущих какому-нибудь человеку, например, с помощью тестов, мы сможем составить его «психологический портрет» и более или менее уверенно предсказывать (ну или хотя бы объяснять) его поведение в будущем.

Но тут начинают возникать вопросы. Откуда взялись у человека эти черты/качества? Что делать, если эти черты/качества нежелательные, например, агрессивность, жадность, гиперактивность или робость, застенчивость, замкнутость? Если принять, что эти черты врожденные, а некоторые специалисты так и считают, то придется признать, что мы ничего не можем с ними сделать — с биологией не поспоришь! Разве что, можно попытаться научить человека как-то жить с этими чертами и стараться поменьше проявлять их в общении с другими людьми. Если же считать, что эти черты/качества приобретаются людьми в течение жизни на основе неких природных задатков, то нужно постараться так устроить систему жизни и воспитания, чтобы у людей воспитывались только положительные, общественно одобряемые черты, а в случае появления нежелательных качеств, искать способ их перевоспитания. Однако опыт специалистов, разделяющих эту точку зрения, показывает, что иногда такое воспитание и перевоспитание оказывается результативным, а иногда — нет. И гарантий дать невозможно.

Есть еще один важный момент. Не нужно быть мудрецом или ученым, чтобы привести множество примеров, когда в каких-то ситуациях «шустрый» человек «тормозил», а «медлительный» реагировал мгновенно; когда «смелый» трусил и убегал, а «робкий» проявлял чудеса героизма; «жадный» проявлял щедрость, а «щедрый» — жадничал. То есть, оказалось, что знание черт человека вовсе не гарантирует точное предвидение того, как он поступит в той или иной ситуации в будущем. Выяснилось, что внешние обстоятельства способны определять поведение человека в гораздо большей степени, чем его внутренние черты/качества. Тем не менее, «теории черт» все еще популярны в среде специалистов, работающих с людьми, особенно в среде специалистов-практиков — педагогов, управленцев, некоторых психологов и др.

Другой подход к изучению и объяснению причин поведения состоит в рассмотрении поведения в «связке» со внешними обстоятельствами, в которых это поведение происходит. Этот подход позволяет предсказывать и объяснять поступки людей гораздо более точно, чем предыдущий. Кроме того, в рамках этого подхода предложены конкретные методики, позволяющие формировать желательное и изменять нежелательное поведение. Рассмотрим его подробнее.

Начать нужно с определения самого понятия «поведение». Мы не будем вдаваться в научные подробности, а остановимся на более простом варианте: будем считать поведением все, что человек делает. Например, идет, говорит, читает, пишет, спит, играет, думает и так далее. Как я уже упоминал, поведение тесно связано с другими событиями в окружающей человека среде. Прежде всего, речь идет о событиях, которые непосредственно предшествовали поведению, и о событиях, которые произошли сразу же после поведения. Общая схема такова:

А — В — С,

где, А — событие, непосредственно предшествовавшее поведению (англ. Antecedent),

В — собственно поведение (англ. Behavior),

С — последствия, события, последовавшие сразу после поведения (англ. Consequence).

Например, учитель сказал ученикам: «Откройте тетради» (А), ученики открыли тетради (В), учитель похвалил учеников (C). Другой пример: пошел дождь (А), вы открыли зонт (В), дождь перестал на вас капать (C). Еще пример: мама отказалась покупать ребенку игрушку в магазине (А), ребенок устроил истерику (В), мама вывела его из магазина (C).

В подходе, который мы обсуждаем, считается, что причины любого поведения всегда лежат вне человека, то есть в окружающей его среде. Например, очевидно, что если ребенок плачет, то он расстроен. Но причина плача не в плохом настроении, а в том, что ребенок ушибся или его за что-то поругала мама и т. д.

Попытки объяснить поведение внутренними причинами нередко приводят к тавтологичным заключениям и путанице. Примером может служить такой диалог:

— Почему этот ребенок все время носится сломя голову?

— А он гиперактивный, поэтому все время и носится.

— А почему он «гиперактивный»?

— Ну у него такое нарушение в работе нервной системы, возможно, минимальная мозговая дисфункция, поэтому и гиперактивность.

— А как вы узнали, что у него такое нарушение?

— Разве вы сами не видите — он же носится постоянно!

Итак, получилось, что ребенок носится, потому что он носится. Вряд ли такое объяснение может быть полезным. Дальше мы увидим, как можно объяснить причины поведения внешними обстоятельствами.

Обратим внимание еще на один момент — с точки зрения обсуждаемого нами подхода, любое поведение функционально, то есть выполняет какую-то функцию, зачем-то нужно. А раз зачем-то нужно, значит, любое поведение человека (в том числе, ребенка) невозможно просто остановить или как-то отменить — «нужда»-то останется! И он будет вновь искать возможность повторить свое поведение. Единственный выход — заменить поведение, которое мы считаем нежелательным, на другое, которое, с одной стороны, будет приемлемым, а с другой — будет выполнять ту же функцию, которую выполняло нежелательное поведение.

Например, ребенок бегает на перемене и может нанести травму себе или другим детям. Запретить это поведение мы не можем, поскольку оно позволяет ребенку (выполняет функцию) «сбросить» накопившееся за предыдущий урок напряжение. Но мы можем предложить ребенку другой, приемлемый способ активности (подвижную игру, танцы и т. д.), который будет выполнять ту же функцию. Другой пример: ребенок рисует на парте. Мы можем предложить ему листы бумаги, чтобы он рисовал на них.

Важно отметить, что замена одного поведения другим позволит справиться с проблемным поведением только в том случае, если новое, желательное поведение будет выполнять ту же функцию, что и проблемное. Об этом, увы, часто забывают.

Кстати, нужно сказать несколько слов о том, какое поведение, вообще, считать нежелательным, проблемным. Существуют три основных критерия: безопасность, влияние на обучение и влияние на социализацию. Если поведение опасно для ребенка или окружающих, мешает обучению ребенка или других детей, мешает общению ребенка, установлению дружеских отношений, отношений конструктивного взаимодействия с другими детьми или взрослыми, то такое поведение нужно признать нежелательным и нуждающимся в коррекции.

Если же поведение не создает опасностей ни ребенку, ни окружающим, не мешает учебе и взаимодействию с другими, то оно в коррекции не нуждается.

Причины же любого поведения можно свести к следующим:

стремление что-то получить, например:

  • какой-то предмет (игрушку, мобильный телефон, деньги и др.);
  • возможность заняться каким-то делом (поиграть, погулять, посмотреть телевизор и др.);
  • социальное внимание (в том числе, поддержку, похвалу и др.);
  • сенсорную стимуляцию (какой-то звук или мелодию, запах, вкус, проприоцептивные ощущения, например, от раскачивания, и др);

стремление чего-то избежать, например:

  • неприятных ощущений или боли;
  • трудной работы;
  • критики или осуждения и др;

Отметим, что стремление что-то получить, не обязательно означает получить что-то приятное. Например, ученик, который плохо ведет себя на уроке и получает выговор от учителя, может продолжать вести себя плохо и получать выговоры только потому, что тем самым он получает еще и внимание учителя, которое не может получить каким-то другим способом. Согласитесь, мы редко уделяем внимание и поддержку ученикам, которые ведут себя спокойно, выполняют все наши инструкции и ничего не нарушают.

Доказано, если поведение повторяется, значит, оно успешно выполняет свою функцию, человек получает то, что хочет получить или успешно избегает того, чего хочет избежать.

Выявить конкретную причину поведения можно с помощью наблюдения. Конечно, в ходе урока учителю трудно заниматься еще и наблюдением за поведением учеников. Однако есть формы, которые позволяют облегчить эту задачу. Кроме того, педагог может попросить кого-то из коллег или школьного психолога провести такое наблюдение у себя на уроке.

Одной из наиболее результативных форм для наблюдения считается так называемая АВС-форма, представляющая собой таблицу, в которую заносится дата и время наблюдения, место, присутствующие, события происходившие перед началом поведения, само поведение и его последствия (таблица ведется только для одного повторяющегося нежелательного поведения одного ученика):

 

Дата

Время начала/окончания поведения

Место/Присутствующие

До (А)

(Что произошло непосредственно перед началом поведения?)

Пповедение (В)

(Что именно ребенок делал?)

После (C)

(Что произошло после поведения?)

           

Таблица заполняется для нескольких эпизодов проблемного поведения ученика.

Проанализировав записи в столбце «Время начала/окончания поведения», можно выяснить, в какое время чаще всего случается проблемное поведение (например, в начале урока, когда ученик полон энергии, или в конце, когда он устал?), а в какое — не случается никогда.

Столбец «Место/присутствующие» позволит сделать вывод в каких местах и в присутствии каких людей поведение происходит чаще, а где и при ком не происходит никогда.

Столбец «До» раскроет, какие события «запускают» проблемное поведение. А анализ столбца «После» позволит выявить истинную причину поведения — то, что заставляет поведение повторяться. В этом столбце будет видно, что чаще всего получает ребенок в результате эпизодов своего поведения или чего ему удается избежать.

Таким образом, с помощью наблюдений можно выяснить причину проблемного поведения конкретного ученика и подумать, каким приемлемым поведением, выполняющим ту же функцию, позволяющим достигать тех же целей, его можно заменить.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0