Как выбрать школу для ребенка?

Записать ребенка в школу сегодня не самое сложное дело — в соответствии с законодательством, ребенка гарантировано зачислят в любую из школ на закрепленной территории вблизи дома. Но можно выбрать и любую другую школу, ориентируясь только на разумное отдаление от дома, чтобы не мучить чадо длительными переездами к месту учебы и обратно.

Учитывая какое важное значение для жизни ребенка имеет обучение в благоприятных условиях: доброжелательный, поддерживающий, но, в то же время, достаточно требовательный учитель, удобная мебель и хорошее техническое оснащение класса, продуманная организация учебных занятий и интересные дополнительные мероприятия и др., — перед родителем возникает непростая задача выбора оптимальной образовательной организации.

Поговорим о том, что нужно знать и на что обращать внимание, чтобы сделать наиболее разумный выбор.

Начнем с типа образовательной организации. Собственно, Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что есть только один тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования — это общеобразовательная организация. Однако, многие педагогические коллективы, чтобы подчеркнуть собственные, отработанные годами, особенности своей образовательной деятельности, свои сильные стороны, добавляют их наименования к официальному названию. И Закон это позволяет. Чаще всего сегодня можно встретить общеобразовательные организации, в наименовании которых указано:

  1. Средняя общеобразовательная школа — это наиболее распространенный тип образовательной организации, и каких-либо пояснений её название не требует;
  2. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением одного или ряда предметов — здесь тоже особенности очевидны, наиболее распространены школы с углубленным изучением иностранных языков, физико-математические, юридические, экономические, художественно-эстетические;
  3. Средняя общеобразовательная школа с гимназическими и/или лицейскими классами — то есть в образовательной организации есть классы, которые работают по специальным программам и учебным планам, соответствующие уровню гимназии или лицея (см. ниже п.5);
  4. Прогимназия — общеобразовательная организация, где учатся дошкольники и младшие школьники (от 2 до 10 лет), и где реализуются программы дошкольного, начального общего и дополнительного образования, соответствующего четырем начальным классам гимназии.
  5. Гимназия и лицей — общеобразовательные организации, обеспечивающие углубленную подготовку по дисциплинам определенного цикла. Если углубленно изучаются гуманитарные науки, то это гимназия, если физико-математические, то это лицей. Как правило, в таких образовательных организациях квалификация учителей и уровень используемого учебного оборудования выше, чем в обычных, средних общеобразовательных; более строгая дисциплина; имеется своя символика — герб, гимн; изучаются не менее двух иностранных языков, в том числе один — начиная с начальной школы.
  6. Центр образования (ЦО) — образовательная организация, в которой интегрируются общее и дополнительное образование. Здесь больше, чем в обычной школе, различных кружков и секций, куда могут приходить дети и из других школ. Центры образования получили свое распространение в Москве.
  7. Кадетская школа или кадетский корпус — общеобразовательная организация, чаще всего с полным пансионом, ориентированная на подготовку молодых людей к военной карьере. Кроме общеобразовательных программ в таких школах реализуются программы начальной военной подготовки, много внимания уделяется спорту. Существуют кадетские школы для мальчиков, для девочек, а также смешанного типа.
  8. Школа-интернат — общеобразовательная организация с круглосуточным пребыванием учащихся, которая помимо образовательной программы направлена на воспитание детей и всестороннее раскрытие у них творческих способностей.
  9. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа — общеобразовательная организация, в которой учатся те, кто по каким-либо причинам не смог получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте. Чаще всего, в них доступно образование с 5-ого по 11-ый классы.

Нужно отметить, что в Москве и во многих других регионах страны образовательные организации объединяются в комплексы, которые могут включать и дошкольные, и общеобразовательные организации, и организации начального и среднего профессионального образования. Узнать специфику организации учебно-воспитательного процесса в таком учреждении, особенно если комплекс возник сравнительно недавно (работает менее трех лет), может оказаться непросто — сотрудники одного из учреждений, вошедших в комплекс, к сожалению, порой не очень хорошо представляют, чем занимаются их коллеги в других зданиях комплекса. Со временем, конечно, ситуация изменится к лучшему, но пока заинтересованному родителю придется проявить определенную находчивость, чтобы получить нужную, а главное, соответствующую реальности информацию.

На что же обращать внимание, выбирая школу для ребенка?

Наиболее важную роль в жизни первоклассника в первые четыре года его обучения в школе будет играть учитель. Нередко, первая учительница становится человеком, оказавшим значительное влияние на всю судьбу ученика. Поэтому узнать побольше о педагоге, которому вы собираетесь доверить ребенка, — самая главная задача перед записью в школу. Нужно учитывать и особенности ребенка. Одному нужен учитель построже, другому — более «мягкий». Удачей будет схожесть темпераментов педагога и ученика. Спокойному и неторопливому ребенку будет трудно с искрометной и энергичной учительницей. Шустрому ученику нелегко будет приспособиться к размеренному и неспешному темпу занятий. Неплохо, если у учительницы репутация дающей повышенный уровень знаний, учитывающей индивидуальные особенности ребёнка, уважительно относящейся к родителям. Если это возможно, есть смысл побывать у нее на уроке или пообщаться. Если нет — обратите внимание на ее поведение с малышами во время перемены: игнорирует учеников, повышает ли на них голос, или общается и предлагает игры. До начала занятий обязательно познакомьте ребенка с педагогом.

Нужно поинтересоваться, сколько детей планируется набрать в класс. Чем меньше детей будет в классе, тем на большее внимание сможет рассчитывать каждый ученик. В идеале максимальное количество ребят в классе должно быть не более 20.

Поскольку вы вряд ли захотите сменить школу после окончания 4-го класса, есть смысл поинтересоваться кадровым составом педагогов школы. Достаточно ли в школе педагогов, какова их квалификация (многие ли имеют высшую и первую квалификационные категории, есть ли педагоги с ученой степенью)?

Если образовательная организация позиционирует себя как предоставляющая качественное образование, это должно быть подтверждено результатами. Узнайте, как выпускники школы сдают ЕГЭ, много ли среди них участников и победителей различных олимпиад, многие ли выпускники поступают в вузы, какие у школы имеются достижения и награды?

При выборе можно руководствоваться рейтингами школ. Рейтинги составляются по различным параметрам, характеризующим образовательный процесс.

Если у ребенка есть заметные способности — он очень хорошо манипулирует числами и с удовольствием считает или легко запоминает стихи, любит много двигаться или замечательно рисует. В таких случаях стоит подумать о школе, имеющей соответствующую специализацию (математическую, лингвистическую, спортивную или художественную).

Ребенок, посещавший детский сад, легче адаптируется к школе, которая входит в один с детским садом образовательный комплекс, или к школе, куда поступают большинство детей из этого детского сада.

Хорошо, если школа находится не слишком далеко от дома. Считается оптимальным, если ребенок будет тратить на дорогу до школы и обратно пешком не более 20 минут или на транспорте — не более 30 минут. В этом случае, он без проблем сможет добраться домой самостоятельно, если возникнет такая необходимость.

Отдельно необходимо сказать о программах обучения в начальной школе. Сейчас школы чаще всего используют следующие образовательные программы (в одной школе их может быть несколько): «Классическая начальная школа», «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Развивающая система обучения Л.Занкова», «Развивающая система обучения Эльконина-Давыдова». Рассмотрим их коротко.

Программа обучения в начальной школе «Классическая начальная школа». Наиболее традиционная программа, вырабатывавшаяся годами и доказавшая свою результативность. В настоящее время она прошла переработку с учетом современных достижений педагогики и психологии. Цель программы: " Полноценное развитие ребёнка и подготовка к обучению в школе среднего звена». Она призвана помочь ученику младшей школы раскрыть и реализовать свой потенциал и индивидуальность, воспитать те личностные принципы, которые необходимы в общении и в общественных делах.

Программа обучения в начальной школе «Школа России». Достаточно успешная попытка обобщить лучшее и самое ценное из программ, по которым учились поколения советских, а затем и российских школьников. Дети учатся системному и фундаментальному подходу к обучению, а также коллективной деятельности. Программа ориентирована на гражданское образование. Цель: «развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах». Эта и предыдущая программы, по мнению экспертов, работают успешно даже с детьми, которые подготовлены к школе еще недостаточно хорошо. Так получается благодаря тому, что обе они в начале каждого курса предполагают достаточно длительные периоды адаптации.

Программа обучения в начальной школе «Гармония». Авторам программы удалось добиться гармоничного сочетания традиционных и развивающих методик. Основной особенностью является опережающее обучение. Она составлена так, что родители самостоятельно изучив данный курс могут сами объяснить ребенку пропущенную тему. Программа развивает логическое мышление. Цель: «Обеспечение комфортных условий для общего развития ребёнка, подготовка его к дальнейшему обучению». Решение задач по этой программе начинается со 2-го класса, что некоторые эксперты считают ее недостатком.

Программа обучения в начальной школе «Школа 2100». Преимуществом этой программы является глубокая преемственность и непрерывность образования. Начиная с трех лет, всю начальную школу, а также среднюю можно обучаться по этой программе. При составлении данной программы учитывались все особенности возраста. Главная направленность на развитие логического мышления, развитие памяти и речи, а также воображения. В учебниках, предусмотренных программой, реализован принцип «минимакс». То есть материал дан в максимальном объёме, при том, что ученик должен освоить минимум. В идеале ребёнок возьмёт столько, сколько он может. Цель программы: «Формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик».

Программа обучения в начальной школе «Начальная школа XXI века». Основная задача программы — научить ребенка учиться. В этой программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности ученика младшей школы. Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. Ученик — не зритель и слушатель, а самостоятельный исследователь. Задания составлены таким образом, что подталкивают ребёнка к поиску истины. Цель программы: «Начальная школа должна быть природосообразной — соответствовать потребностям детей этого возраста в познании, общении, разнообразной деятельности».

Программа обучения в начальной школе «Развивающая система обучения Л.Занкова». В основе лежит идея объединения обучения, воспитания, и развития в единый процесс. Программа учит детей собственному поиску. Лучше подойдет для детей, которым сложно думать и работать в коллективе, так как больше нацелена на персональную работу с каждым учеником. Основная задача — раскрыть у ребенка его индивидуальность. Характерная особенность этой программы — высокий темп обучения и максимальный уровень трудности. Цель программы: «В начальном образовании нет главных и второстепенных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребёнка».

Программа обучения в начальной школе «Развивающая система обучения Эльконина-Давыдова». Особенностью программы являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Цель программы: «Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения».

Итак, вы можете изучить программы, предлагаемые в ближайших школах, а затем выбрать ту, которая устраивает вас больше всего.

Получить информацию о школах можно на их сайтах, а также на родительских форумах в Интернете. Но такое знакомство, конечно же, не заменит личного посещения школы, собственных наблюдений и мнений «очевидцев», то есть детей, уже обучающихся в интересующей вас образовательной организации, и их родителей.

В качестве заключения, мне хотелось бы процитировать памятку, помещенную на сайте http://www.mamam-papam.ru/2007/02/27/school.html.

7 признаков хорошей школы:

  • Увлечения учеников поощряются: есть спортивные секции, кружки, выставки детских рисунков, поделок. Проводятся творческие конкурсы и спортивные соревнования.
  • В классах много оригинальных наглядных пособий. Многие сделаны руками учителя и учеников.
  • После урока дети не бегут из класса, а подходят к учителю, задают ему вопросы.
  • В коридоре вывешены фотографии, рассказывающие о школьных мероприятиях, где ученики и учителя активно общаются между собой (совместные спектакли, диспуты, экскурсии и т. д.).
  • На каникулах организуются походы в музеи, театры, поездки в другие города.
  • На перемене в школьных коридорах нет драк и выяснения отношений.
  • Имеются современный компьютерный класс, богатая библиотека.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    вера 06 августа 2015

    Здравствуйте,живём в п. Удельная , Раменский р-он,ребёнку 6 лет,отстаёт в развития по состоянии здоровья,а так умный ребёнок,ходит с поддержкой,слабо со зрением,особенно вблизи(не можем учить цифры,буквы,писать),куда нам идти заниматься перед школой по-близости и учиться в дальнейшем в какой школе?

    • фото
      Оксана Савченко 09 августа 2015

      Здравствуйте, Вера!
      Вашему ребенку по состоянию здоровья, вероятно, требуется дополнительная помощь в подготовке к учебе и, скорее всего, потребуются особые условия обучения в школе. Чтобы выяснить, какая именно помощь и какие дополнительные условия в будущем потребуются, а также, чтобы Вам помогли подобрать ближайшую школу, где эти условия есть, и помогли подготовиться к обучению, Вам нужно обратиться в ближайшую психолого-медико-педагогическую комиссию. Эта комиссия работает в Центре диагностики и консультирования "Диалог", который находится по адресу: Московская область, Раменское, ул. Воровского, 7. Он располагается рядом с ж/д платформой "Фабричная", в старом трехэтажном фабричном корпусе в том же здании, что и раменский городской музей. Вход с правого торца.
      Вам нужно позвонить в этот центр и записаться на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Вас с ребенком примут и предложат подходящий вариант подготовки к учебе и дальнейшего обучения.

      Телефон директора центра (ее зовут Поварова Ольга Викторовна) - 8(496)46-153-61
      Телефон заместителя директора (ее зовут Рощина Оксана Васильевна) - 8(496)46-716-10