Мальчишки-девчонки: секреты взаимоотношений подростков

С началом подросткового возраста (11–13 лет) мальчики и девочки начинают активно интересоваться вопросами общения и взаимоотношений между полами. Но как проявить этот интерес, да еще так, чтобы не угодить в какую-нибудь глупую ситуацию? Этот вопрос волнует всех подростков. Каждый шаг находится под пристальным вниманием сверстников, готовых в любой момент высмеять, приклеить ярлык, объявить неудачником (неудачницей).

В связи с этим, вся активность, связанная с противоположным полом, либо сдерживается (чаще всего девочками; они ждут, когда же мальчики сделают первый шаг), либо осуществляется скрытно (анонимные подарки, записки, «молчащие звонки», сообщения в социальных сетях под псевдонимом и др.), либо маскируется (чаще мальчиками; они проявляют грубость).

Любое поведение нуждается в объяснении. По опросам, проводимым психологами, подростки так объясняют свое желание познакомиться со сверстником противоположного пола.

1. «Мне хочется иметь своего парня/свою девушку, потому что у большинства одноклассниц/одноклассников парни/девушки уже есть. Что я хуже?». Обладатели такой установки не задумываются всерьез о будущем своих взаимоотношений и довольствуются фактически первым встречным знакомым, согласным проводить время вместе.

2. «Мне хочется уже пережить это, потому что мне начинает казаться, что я не такой/не такая как все. И еще интересно знать, как это бывает. Хочется рассказывать друзьям/подружкам, как они рассказывают мне». Как правило, такой установки придерживаются подростки, переживающие весьма сомнительные чувства к девочке/мальчику весьма сомнительных достоинств, и им приходится тратить все душевные силы на выдувание того, чем бы удивить друзей/подруг.

3. «Я вижу, что жизнь жестка, и все вокруг страдают от вечных неудач. А со мной так не должно случиться, я этого не допущу!». На всякий случай подростки с такой установкой внушают себе, что не похожи на других, что время терпит и что это занятие (знакомства, встречи, прогулки за ручку, охи-вздохи) вообще не для них. Со временем они привыкают к такой позиции, перестраховка становится их второй натурой. Сверстников противоположного пола они начинают воспринимать как потенциальных врагов, которые посягают на их покой и душевное равновесие. Через несколько лет они обнаруживают, что упустили массу возможностей приятно провести время, и что у них нет ни капли опыта в обращении с противоположным полом.

4. «У меня полно забот и личных переживаний по разным поводам, и мне хочется с кем-нибудь поделиться». Однако ни один человек не способен быть только утешителем или только поклонником. Это очень утомительно. Если относиться к девушке/парню только как утешителю, ей/ему это быстро надоест, и она/он исчезнет, а вместо этого появится новый повод для «плача». Если уж так необходимо пожаловаться на жизнь, то девушке лучше поплакаться в жилетку своей подруге, а парню обсудить свои проблемы с лучшим другом.

5. «Мне нужна девушка, чтобы показать другой, как она мне безразлична» или «Мне нужен парень, чтобы показать другому, как он мне безразличен». Молодых людей с такой установкой судьба не оставит безнаказанными. Обязательно найдется какая-нибудь другая девушка или какой-нибудь другой парень, которые поступят подобным же образом с ними самими.

6. «Я хочу дружить с девушкой/с парнем, потому что думаю, что тогда мне будет лучше». Пожалуй, такую установку и стоит признать наиболее адекватной: люди для того и встречаются на дорогах жизни, чтобы было лучше вместе.

В физиологическом и психологическом развитии девочки-подростки заметно (на 2 -3 года) опережают мальчиков. Поэтому, если мальчики действуют достаточно прямолинейно и спонтанно (например, пытаются привлечь внимание девочек, как-то задевая их, толкая и т. п.), то девочки выстраивают целые системы взаимодействия. По мнению психологов, чаще всего можно наблюдать четыре таких системы.

«Система твердой руки»

С парнем надо обращаться, как с мальчиками на побегушках. Основной принцип: «чем больше энергии вкладывает парень в суету вокруг девочки, чем больше он тратит времени, стараний, нервов, тем больше он привязывается». Словом, чем чаще ему приходится извиняться, чем дольше он мерзнет в ожидании встречи, чем больше слышит упреков, тем больше радости доставляет ему каждая (редкая) улыбка.

Сторонницы этой системы делают все, лишь бы не показать парню, что они им дорожат. Наблюдения показали, что чаще эта система используется по отношению к мальчикам, которые девушкам почти или даже совсем безразличны. Так для чего же все страдания? Только для того, чтобы продемонстрировать подружкам свое равнодушие к парню. Примерно 80 парней из 100 выдерживают такую «дрессировку» максимум 3–5 недель. Потом они просто исчезают и убегают к девушке, применяющей противоположную систему.

«Система поклонения»

Основной лозунг: «только бы его не потерять!» Девушка отказывается от собственных вкусов, интересов, желаний, друзей и, главное, от собственного достоинства. Она никогда не скажет парню худого слова, со всем соглашается, в кино садится позади женщины в огромной шляпе: «лишь бы ему было видно». Окружает его восторгом и обожанием, передает ему на уроках записки такого содержания: «Почему ты так жесток со мной? Почему ты не пришел на свидание в парке под нашим каштаном?! Я проплакала всю ночь. Жду тебя сегодня на том же месте, приходи!!! PS: Если ты не придешь я тебе позвоню». Она будет ждать, а он не придет. Ему надоело преклонение, и он предпочитает сторонницу «системы твердой руки».

Система «бедненький маленький котенок»

Сторонницы этой системы постоянно нуждаются в мужской помощи и защите. Они боятся контрольных, темноты, собак, мышей, лягушек и, хватая мальчика за руку, кричат: «Ой, я боюсь!» Они дают понять мальчикам, что без них пропадут, погибнут, угодят под первый трамвай.

Более умные сторонницы «бедного котенка» не преувеличивают свою беспомощность. Им нравится, когда им помогают по математике, защищают от хулиганов, занимают место в переполненном транспорте, и они показывают это. Но при этом они понимают, что парень должен чувствовать себя настоящим мужчиной, и не подвергают его испытаниям, превышающим возможности настоящего мужчины.

Система «девочка — друг»

В детстве она лазила по деревьям и дралась с мальчишками. Она энергичная, упорная, стремится чего-то в жизни добиться. Надежный партнер в походе. Скорее поможет сама, чем попросит помощи. У нее много друзей среди ребят. Постепенно она начинает кого-нибудь из них выделять. Краснеет при встрече, но, в тоже время, побеждает его в соревнованиях по плаванию и спорит с ним особенно рьяно.

Среди перечисленных систем нет неуспешных, у той или иной из них есть множество сторонников и сторонниц. И все же, как показывают наблюдения, некоторого перевеса в количестве поклонников добиваются девочки, использующие систему «бедненький маленький котенок».

Дети растут быстро, и нынешним подросткам через несколько лет предстоит создавать собственные семьи, растить и воспитывать своих детей. Во многом счастье будущих семей зависит от того, насколько хорошо нынешние мальчики и девочки научатся понимать себя и друг друга, насколько полноценным будет их опыт дружбы, взаимодействия, выстраивания личных взаимоотношений.

Нарабатываться этот опыт начинает уже в раннем подростковом возрасте (10–12 лет). Вопреки страхам взрослых, взаимоотношения мальчиков и девочек в это время вполне невинны и целомудренны. Лишь позднее начинает сказываться развращающее влияние телевидения и Интернета. Поэтому «азбуке понимания» друг друга и выстраивания дружбы лучше учиться заранее.

Как раз в этом возрасте подростки испытывают наибольшие трудности в завязывании и сохранении дружеских отношений. Мальчики не знают, как подойти и познакомиться, девочки ждут, что активность будут проявлять именно мальчики. Взрослые могут дать несколько советов своим детям (или ученикам, воспитанникам).

  • Ожидание знакомства не несет в себе ничего кроме разочарования. Нельзя быть пассивным/пассивной, надо действовать.
  • Знакомиться лучше в нейтральный обстановке, то есть в такой, из которой не следует, что ты ищешь подругу/друга. Ты знаешь девочек/мальчиков из своего класса, знаешь, чего можно от них ожидать. Но допустим, что тебе не нравится никто из одноклассниц/одноклассников. Тогда ты должен найти знакомых где-нибудь еще. Вступление в какой-либо новый коллектив (секцию, кружок, студию, проект и т. п.) ничем не обязывает тебя по отношению к другим. Возможно, ты будешь дружить одинаково со-всеми, а возможно, тебе понравится кто-нибудь один. Как бы то ни было, ты привыкнешь к женскому/мужскому обществу, поймешь, какие черты тебе нравятся в девочках/ребятах, а какие нет, начнешь лучших их понимать.
  • Не надо воспринимать каждую встречу, как конец света или последний шанс. Познакомишься с кем-нибудь, она/он тебе понравится — прекрасно, не понравится — тоже не беда. Короче говоря, стоит заводить как можно больше знакомых. Чем больше друзей и знакомых будет у тебя среди девочек/мальчиков, тем свободнее ты будешь с ними держаться.
  • Если ты человек робкий и недостаточно общительный (это, впрочем, пройдет), то, собираясь на развлекательное мероприятие, подготовься внутренне. Вспомни несколько забавных историй, пару анекдотов и десяток вопросов, которые ты можешь задать во время танца. В Интернете всегда легко можно найти все, что потребуется.

Мальчики-подростки часто импульсивны и не всегда способны поддерживать стабильные дружеские отношения. Конечно, это приводит к серьезным переживаниям и даже страданиям девочек.

Психологи предлагают девочкам, переживающим расставание с «бойфрендом», два совета.

Во-первых, не сгущай краски. Ситуация сама по себе достаточно грустная. Не ходи за ним, не пиши ему писем, не звони по телефону. Если есть возможность, постарайся не встречаться с ним. Если нет, — старайся делать вид, что ничего не случилось. Как бы это ни было тяжело, держись! Что получится? Ты сохранишь свое достоинство — это раз. Покажешь, что умеешь владеть собой — это два. Может быть его расстроит то, что ты не впала в отчаяние, и тогда… Это три. А если даже не расстроит, он все равно будет тебя уважать. А это что-нибудь да значит. Не делись своим горем со всеми подружками, разве только с самой близкой, самой надежной.

Во-вторых, старайся утешиться. Если ты сможешь подумать спокойно, ты наверняка увидишь, что твои страдания наполовину происходят от появившейся неуверенности в себе. «Раз он меня мог бросить, значит, я глупая, страшная, не интересная, скучная…» Стоп! Ведь это же не так! Но чтобы удостовериться, ты должна чем-нибудь подкрепить сознание собственной полноценности. Тебе необходим хотя бы маленький успех в какой угодно области. Не забывай, что это очень важно! Ты сразу почувствуешь себя лучше. Не переставай следить за своей внешностью. Отгладь свою лучшую блузку, как следует причешись. Ты должна выглядеть лучше, чем всегда. И старайся ходить с победным видом. Это принесет тебе удовлетворение.

Кстати, эти советы вполне могут подойти и мальчикам, переживающим расставание с подругой.

Хорошо, если взрослым удалось сохранить доверительные отношения с подростком. Тогда они могут рассчитывать на его откровенность, а он — на их понимание и поддержку. Глупо говорить что-то вроде: «Да у тебя таких еще сотня будет!». С таким утверждением ребенок точно не захочет и не сможет смириться — он-то был уверен, что эта любовь на всю жизнь! Поэтому достаточно проявить деликатность и просто постараться понять его и посочувствовать.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0