Мышление роста: установки, ведущие к успеху

Задумывались ли вы, почему примерно одинаковые по своим способностям люди — дети, взрослые — добиваются разных успехов в учебе, работе, жизни? Здравый смысл подсказывает, что, если способности одинаковые, то дело, скорее всего, в мотивации. Однако, тогда возникает следующий вопрос: почему у этих людей мотивация разная? Например, дети с примерно равными способностями учатся в одном классе, или взрослые с примерно одинаковыми способностями работают в одной организации. Как так случается, что у них возникает разная мотивация?

Вопросы мотивации и успешности интересуют многих специалистов, прежде всего, педагогов, психологов, управленцев. И все чаще в своих исследованиях они приходят к выводу: все дело в тех установках, убеждениях, взглядах на себя самого, свое поведение и на свою жизнь, которыми руководствуются люди. Исследования ученых-психологов в этой сфере оказались настолько интересными и полезными на практике, что мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми их результатами, причем разделить на две части, две статьи. В этой статье поговорить о том, как установки, убеждения влияют на учебные результаты детей и последующие их успехи в жизни. Конечно, обсудить и то, как помочь ребенку сформировать эти полезные установки. А в следующей статье остановиться на том, как установки влияют на чувства людей, их ощущения счастья, благополучия, оптимизма. И на том, как сформировать у себя и у детей установки, ведущие к более осознанной и счастливой жизни.

Итак, взгляды, установки, убеждения, ведущие к учебным, профессиональным, а впоследствии и к жизненным успехам. На эту тему опубликовано много статей и книг, но я хотел бы прежде всего остановиться на работе Кэрол Дуэк (Кэрол Дуэк Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013).

Кэрол на многочисленных примерах демонстрирует простую мысль: представление о себе определяет значительную часть поступков людей. Она согласна с мнением, подтвержденным самыми разными исследованиями: успешность человека в любой области определяется не какими-то заранее имеющимися у него способностями, а целенаправленными усилиями.

К. Дуэк выделяет два типа установок, взглядов людей.

Первый тип — установка на данность. Это убежденность человека в том, что все его качества (интеллект, черты характера, нравственные качества, способности и др.) даны от рождения, «созревают» к определенному возрасту и не могут изменяться. Сколько их отпущено человеку природой, столько и будет, не больше и не меньше.

Такая установка заставляет человека постоянно самоутверждаться, доказывать свою образованность, индивидуальность, репутацию. Ведь признать нехватку у себя каких-то качеств: интеллекта, порядочности, смелости, талантов и др., — автоматически означает признать себя перед другими неудачником, глупцом, недостойным человеком. В то же время, такая установка не способствует работе над собой, самосовершенствованию: невозможно же усовершенствовать то, что дано в ограниченном количестве. Зачем учиться, если умнее не станешь? Зачем стараться освоить какую-то профессию, если не получается? Значит, нет к ней способностей. В результате, все силы людей, обладающих такой установкой, направлены на доказывание и демонстрацию своих «выдающихся» талантов и способностей, но не на их реальное развитие и совершенствование. Например, дети с такой установкой охотно решают задачи, с которыми не очень трудно справиться (поскольку это подтверждает их способности), но совсем не хотят решать действительно трудные задачи, требующие серьезных умственных усилий (поскольку есть риск поставить под угрозу свой статус «успешного ученика»). Еще один пример — дети, которые не умеют проигрывать.

Есть и другой тип установки — установка на рост. Это уверенность человека (ребенка или взрослого) в том, что любые качества и способности поддаются развитию, культивированию; в том, что люди могут изначально отличаться своими интересами, умственными способностями, талантами, и др., но благодаря своим усилиям, стараниям, получаемым знаниям и навыкам могут совершенствоваться и развиваться. Они убеждены, что, вероятно, не каждый способен стать Чайковским, Толстым или Менделеевым, но поскольку настоящий потенциал любого человека неизвестен и непознаваем, то и предсказать, чего он может добиться благодаря годам увлеченного труда и упражнений, невозможно. А значит, у каждого высока вероятность достичь очень многого, гораздо большего, чем о нем думают другие, и даже чем думает он сам.

Люди с такой установкой не тратят времени на доказывание своих талантов. Они не видят смысла скрывать свои недостатки, поскольку их можно преодолеть. Не цепляются за то, что уже известно и много раз проверено, а пробуют и испытывают новое, неизведанное. Такой подход можно назвать «мышлением роста». Хорошим примером могут быть большинство маленьких детей. В случае каких-то неудач, на попытку критики: «А, ты не сумел сделать то-то и то-то!» — ребенок отвечает: «Ну и что, я еще маленький, вырасту и научусь!»

К. Дуэк пишет: «Стремление к развитию своих возможностей и упорство в этом стремлении, даже (или особенно) тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост».

Для сравнения в таблице ниже представлено отношение людей к успеху в зависимости от их установок.

  Люди с установкой на рост Люди с установкой на данность
Что такое успех? Максимальная реализация своих умений, обучение, самосовершенствование. Повод доказать свое превосходство. «Я ценнее других». Предпочитают не репетировать, а демонстрировать.
Что такое провал?  Источник мотивации. Сигнал к пробуждению. Клеймо навсегда
Ответственность за успех Берут на себя ответственность за процесс, ведущий к успеху, и поддерживают его. Избегают ответственности за свои способности и мотивацию. Рассчитывают «выехать» на своем таланте, иначе причитают и обвиняют других.

 

Установки — довольно устойчивая часть нашей личности. И все же они могут меняться. Меняться как в одну, так и в другую сторону: установка на рост может смениться установкой на данность, установка на данность может смениться установкой на рост. Причем происходить это может довольно часто под влиянием родителей, учителей, друзей, просто каких-то жизненных ситуаций. Важно, что человек сам в ответе за свои взгляды на жизнь, за свои установки. «У вас есть выбор. Установка — это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы можете и передумать», — напоминает К. Дуэк.

Таким образом, родители и учителя, которые хотели бы, чтобы их дети стремились к успехам в учебе и добивались этих успехов, должны стараться помочь детям преодолеть установку на данность и сформировать установку на рост. Как это сделать? К. Дуэк дает несколько полезных рекомендаций:

  • Каждое слово и действие родителя посылает ребенку сигнал. Завтра прислушайтесь внимательно к тому, что будете говорить своим детям, и уловите заложенные в ваших словах послания. Какую информацию они несут? Что качества ребенка неизменны и вы их оцениваете? Или что он развивающаяся личность и вы заинтересованы в его развитии?
  • Как вы используете похвалу? Помните, что, восхваляя интеллект или талант ребенка, вы тем самым навязываете ему установку на данность. Не делайте этого, как бы велико ни было искушение. Похвала ослабляет и подрывает самооценку и мотивацию ребенка. Вместо этого попробуйте сосредоточиться на процессе его действий — на тактиках, которые ребенок применяет для достижения каких-то целей, на его усилиях или на его выборе. Попрактикуйтесь, и вы привыкнете в своем взаимодействии с ребенком хвалить его за процесс движения к успеху.
  • Понаблюдайте за своим ребенком и послушайте, что он говорит, когда делает что-нибудь неправильно. Помните: конструктивная критика — тот тип обратной связи, которая поможет ребенку понять, как исправить последствия содеянного. Речь не о том, чтобы навешивать ярлыки или просто найти извинение. В конце каждого дня записывайте конструктивную критику (и похвалу за процесс), которую высказали ребенку.
  • Родители часто ставят перед своими детьми цели, к которым те могли бы стремиться. Не забывайте, что врожденный талант не может быть целью. А вот развитие умений и обретение знаний — может. Отнеситесь к целям, которые вы ставите перед ребенком, с особым вниманием.
  • Если вы преподаватель, помните, что занижение стандартов не поднимает самооценку учащихся. Как не поднимает ее и повышение стандартов, если одновременно не дать учащимся методику достижения соответствующего этим стандартам уровня. Установка на рост предоставляет вам возможность задавать высокие стандарты и при этом помогать ученикам достигать их. Попробуйте подавать учебный материал так, чтобы он способствовал развитию учащихся, и вместе с тем снабжать их информацией о том, как идет процесс продвижения. Думаю, вам понравится результат.
  • Что вы думаете о своих учениках, которые усваивают материал медленнее других? Что они никогда не смогут учиться хорошо? А что они сами о себе думают? Что они тупые и такими и останутся? Попробуйте разобраться в том, чего именно они не понимают и какими методами усвоения новых знаний они не владеют. Помните: все великие учителя верят в то, что талант и интеллект можно развивать, и они сами увлечены процессом обучения.
  • Может, вы тренер с установкой на данность? Думаете в первую очередь о ваших рекордах и репутации и не терпите ошибок? И пробуете мотивировать своих игроков своим суровым приговором? Может, именно поэтому ваши спортсмены не могут раскрыться в полной мере? Попробуйте перейти к установке на рост. Вместо того чтобы требовать от них играть без ошибок, попросите их о полной самоотдаче и максимальных усилиях. Вместо того чтобы осуждать их, дайте им то уважение и наставническую заботу, которые им нужны, чтобы развиваться.
  • На нас, родителей, преподавателей и тренеров, возложена важная миссия: развивать потенциал людей. Давайте применять уроки установки на рост — и все остальное, что только можно, — чтобы эту миссию исполнить.

Конечно, изменение установки не такое уж простое и быстрое дело. Все-таки это принципиальная перестройка сознания. Нужно перейти от позиции «оценивай и будь оцениваемым» к платформе «учись и помогай учиться», настроиться на рост, а рост всегда требует много сил, времени и взаимной поддержки. Однако результаты, которых удастся достигать благодаря новой установке, всегда будут окупать затраченные усилия.

К. Дуэк замечает: «Способен ли любой человек добиться всего, чего захочет? Не знаю. Но, думаю, мы все уже убедились: люди способны на большее, чем может показаться на первый взгляд».

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0