Особенный ребенок в классе. Как работать учителю?

В июне 2012 года Указом Президента России была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Стратегия поставила ряд задач в отношении детей-инвалидов и детей, находящиеся в социально опасном положении, в том числе задачи:

— законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

— внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Нашли свое отражение эти задачи и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в том же 2012 году. Закон, в частности, указывает, что обучающимся в образовательных учреждениях предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

Таким образом, сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.

Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?

Частичный ответ на этот вопрос дают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Так ФГОС общего образования позволяет заложить в основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении, все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. Но все же, эти меры не разъясняют, как быть конкретному учителю в его конкретной ситуации.

В официальных документах решение проблем, возникающих с приходом в массовые образовательные организации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), видится в развитии интегрированного (иногда пишут «интегративного») или инклюзивного обучения. Эти два понятия часто путают, хотя между ними есть существенные различия. Интегрированным называется обучение, когда ребенка с ОВЗ помещают в обычный общеобразовательный класс и стараются помочь ему освоить массовую образовательную программу (организуют дополнительные занятия, индивидуальную психолого-педагогическую помощь и др.). Инклюзивным называется такое обучение, когда изменяют саму систему образования в учреждении таким образом, чтобы она позволяла обучаться с равным успехом и обычным, и «особенным» детям. Достигается это за счет изменений в образовательной среде (специальное оборудование классов, выделение в них разных зон — для индивидуальной работы, групповой работы, отдыха, использование цветового оформления помещений, специальных дидактических материалов), изменений в образовательной программе (наряду с общеобразовательной используются адаптированные программы, реализуются индивидуальные программы реабилитации «особых» детей, а также программы, направленные на развитие толерантности у основной группы детей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, и др.). Инклюзивное обучение, в отличие от интегрированного, не подразумевает обязательного освоения детьми с ОВЗ массовой образовательной программы (о чем не догадываются многие родители и даже некоторые учителя). Законом предусмотрено наличие у ребенка помощника (тьютора), который назначается, как правило, если в классе ребенок фактически учится по программе, отличающейся от массовой, или если ребенку в процессе учебы обязательно требуется какая-то помощь (необходимость для ребенка тьютора, как и, вообще, необходимость особых образовательных условий определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)).

Удачной можно считать ситуацию, когда в образовательной организации создана целостная система работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, или особые образовательные потребности. Например, в многопрофильном образовательном комплексе «Марьино» (Школа № 2110 г. Москвы) разработана интересная модель управления образовательным процессом на основе мониторинга данных психофизиологических возможностей учащихся. Суть ее в том, что ежегодно проводится мониторинг психофизиологических возможностей учащихся (по наиболее общим «параметрам» — успеваемость, тревожность, внимание, саморегуляция и др.), по результатам которого выделяются: 1) «группы риска» детей по индивидуальным психофизиологическим возможностям (с ними индивидуально и в небольших группах будут работать психологи и дефектологи школы); 2) специфика учебных классов (если эта «специфика» оказывается проблемной, то с этими классами в проектном режиме работают учителя-предметники, организуется комплекс дополнительного образования, организуется целенаправленная методическая работа по преодолению конкретных выявленных проблем) и 3) возрастные проблемы в учебных параллелях (в этом случае корректируются программа развития и ресурсная политика всего учреждения, вносятся корректировки в основную образовательную программу — в разделы «Программа развития универсальных учебных действий», «Программа воспитания и социализации учащихся, «Программа коррекционной работы»).

Как видим, общая идея состоит в организации работы на трех уровнях — общешкольном, групповом (на уровне класса) и индивидуальном. При таком «раскладе» работа более-менее равномерно делится на весь педагогический коллектив, и не создает много сложностей каждому отдельному учителю.

Специалисты сходятся в том, что при наличии в классе ребенка или детей с особыми образовательными потребностями (я имею в виду и детей с нарушениями в развитии, и детей с нарушенным здоровьем, и обычных детей, испытывающих временные трудности в освоении образовательной программы), потребуется дифференцированное обучение, то есть предполагающее разный подход к разным детям. Это, безусловно, добавит хлопот и учителю, и администрации учреждения, но позволит относительно успешно решать возникающие задачи. Обычно отмечают, что дифференцировать обучение можно по содержанию (чему учить?), по методам (как учить?) и по результатам (как дети могут продемонстрировать то, чему научились?). В этом случае учителя могут ставить цели, соответствующие уровню развития их учеников, предоставлять ученикам доступ к учебным материалам в разных модальностях (слуховой, зрительной, осязательной) и позволить ученикам демонстрировать, чему они научились, разными способами (устно, письменно, в виде тестов, с использованием систем альтернативной коммуникации — жестового языка, карточек PECS — и др.).

Дети с сохранным интеллектом (но слабовидящие, слабослышащие, имеющие ограничения двигательной активности) доставляют учителям не слишком много дополнительных хлопот, поскольку значительную часть их проблем, возникающих в ходе учебы, можно решить применением специального оборудования и технических средств.

Сложнее, если в массовом классе оказываются дети с нарушениями интеллекта (задержкой психического развития, умственной отсталостью) и дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом случае, потребуется разработка адаптированных образовательных программ и еще целый ряд дополнительных мер.

Позволю себе дать несколько рекомендаций учителям, в классе которых есть дети с нарушениями в интеллектуальной сфере или с расстройствами аутистического спектра, поскольку именно такие ситуации представляются мне наиболее сложными.

Если у вас в классе есть дети с такими нарушениями, будет очень хорошо, если их будет сопровождать тьютор. Учителя часто опасаются присутствия на уроках постороннего человека, однако сохранение сил и здоровья, благодаря помощи тьютора, должны перевешивать всякие опасения. С тьютором есть смысл заранее обговорить, что и как вы и он будете делать на уроке, чтобы урок прошел без проблем и принес пользу всем детям. Конечно, нужно стараться, чтобы действия тьютора не отвлекали от урока самого ребенка и остальной класс. Если у ребенка расстройство аутистического спектра, он может, вследствие сенсорной перегрузки на уроке, начать демонстрировать нежелательное поведение: крик, плач, истерику, сбрасывание учебников с парты и т. п. Нужно заранее договориться с тьютором, чтобы он в таких случаях спокойно забирал ребенка и уводил в какую-то отдельную комнату, где ребенок мог бы успокоиться и, возможно, «довыполнять» материал урока индивидуально с тьютором. О наличии такой «комнаты отдыха» тоже стоит позаботиться заранее.

Помните, что нежелательное поведение ребенка происходит не потому, что он дурно воспитан или хочет сделать что-то вам назло. Это особенность его нарушения, и он сам ничего не может с этим поделать!

Важное значение имеет режим обучения и, вообще, распорядок дня. Непредсказуемость событий, изменения в повседневной рутине могут вызывать сильный стресс у «особенных» детей и серьезные поведенческие проблемы, поэтому таких изменений лучше избегать. Согласитесь, и нам, взрослым, неприятно, когда случаются неожиданности, и нам приходится менять свои планы. Составляйте визуальное расписание, которое будет представлять собой ряд картинок, выставленных на доску, и последовательно демонстрирующих расписание уроков, а может быть даже последовательность дел на каждом уроке (можно использовать картинки из Интернета или просто сфотографировать класс на разных уроках на телефон и распечатать эти фотографии). Придерживайтесь этого расписания. Если необходимо внести в расписание изменения, и при этом у вас в классе есть ребенок с РАС, то он должен узнать о предстоящих изменениях задолго до их начала и прежде, чем о них будет объявлено всему классу.

Постарайтесь добиться большей вовлеченности всех детей в деятельность на уроке. Для этого можно использовать следующие способы (подробнее можно узнать в книге Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» — М.: Оперант, 2015).

— Убедитесь, что поставленные вами учебные цели соответствуют уровню развития детей.

— Ходите по классу и предоставляйте обратную связь/подкрепление тем детям, которые выполняют ваши указания.

— Задавайте больше вопросов.

— Поддерживайте энергичный темп объяснений.

— Увязывайте материал с повседневной жизнью.

— Иллюстрируйте материал короткими историями.

— Иногда просите детей отвечать хором.

— Организуйте деятельность, которая вызывает любопытство.

— Вдохновляйте и увлекайте.

— Чаще напоминайте, какого поведения вы ждете от учеников.

— Иногда делите класс на пары: пусть ученики дают один ответ на двоих.

— Используйте похвалу значительно чаще, чем критику. Причем, похвала должна быть конкретной (должно быть ясно, кого и за что именно вы хвалите), незамедлительной (сразу же после желательного поведения), частой (не менее одного раза за урок для каждого ученика) и др.

При планировании учебной работы с детьми, важно опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать (нам, обычно, проще выявить и зафиксировать то, что они не в состоянии делать, однако для успешного обучения эта информация имеет мало практического значения и только сбивает с толку, а то и вгоняет в депрессию). Оценить сильные стороны и увлечения нетрудно, если расспросить самого ученика, его родителей, других учителей, а также непосредственно наблюдая ученика в классе.

Далее, у родителей можно спросить: «Исходя из того, что ваш ребенок в состоянии делать сейчас, чему бы вы хотели научить своего ребенка в первую очередь?» Аналогичный вопрос можно задать и себе: «Чему следует научить ребенка в первую очередь, если основываться на том, что он умеет сейчас, а также на том, какие навыки необходимы ему для успешного включения в работу всего класса?»

Наиболее важными для оценки можно считать следующие сферы: общение и общественное взаимодействие, поведение, академические навыки, самостоятельность и самообслуживание. Соответственно, в этих сферах и ставятся педагогические цели. Они могут звучать примерно так:

— цель из сферы развития академических навыков — «учащийся будет решать примеры на сложение натуральных чисел бегло и со стопроцентной точностью»;

— цель из сферы развития поведенческих навыков — «учащийся будет участвовать в групповых учебных занятиях, выполняя необходимые записи и верно отвечая по меньшей мере на два вопроса за урок»;

— цель из сферы общения — «ученик будет отвечать на простые вопросы о текущей деятельности с 80%-ной точностью»;

— цель из сферы самостоятельности — «ученик будет ежедневно самостоятельно выполнять всю последовательность действий для получения обеда».

Важно, чтобы цели были функциональными, то есть были значимы для ребенка и приемлемы для обучения в классе и школе; соответствовали уровню развития ребенка; их можно было бы наблюдать и измерять; они бы подразумевали какие-то критерии, позволяющие определить, достиг ли ученик цели; наконец, они должны быть сформулированы позитивно, то есть, что ученик должен научиться делать, а не что он должен не делать (научить можно только какому-то поведению, а не его отсутствию).

Конечно, тема особенных детей в массовом классе слишком велика и сложна для одной статьи. Позднее мы, вероятно, будем возвращаться к ней еще не раз. Пока лишь хотелось обратить внимание на наиболее важные моменты, которые помогут учителю сориентироваться и сделать первые шаги в верном направлении.

Желаю вам успехов!

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 11

  • фото
    светлана 18 ноября 2015

    добрый день Игорь Анатольевич. М\ой сын ученик седьмого класса с аутистическим спектром, попал в обычную школу с через некоторое время, когда сверстники увидели странности в его поведении, начали прессинг с элементами физического насилия. Ребенок все скрывал, пока я не обнаружила явного издевательства, связанного с испорченными его носильными вещами. Состоялся разговор классного руководителя с обидчиками, но обиды продолжались до последнего дня, пока я не встретилась к их родителями. Не знаю что ожидать дальше, т.к.родители оказались совершенно такими же как и их дети, не чувствующими чужую боль...Администрация обещала разобраться..но мой ребенок находится в сильном стрессе и уже не может в школе спокойно находиться - начались неврозы, дома нежелание ничего делать и непредсказуемый истеричный смех..Классный руководитель предложил переходить на домашнее обучение, но прочитав Вашу статью поняла, что это не выход и возможно обучение моего сына в обычной школе..но не знаю, может быть все таки дома ему будет лучше.?. жду вашего ответа и консультации.. С уважением Светлана

  • фото
    Оксана Савченко 23 ноября 2015

    Вы задаете очень непростой вопрос. Сегодня очень немного мест в Москве и Московской области, где ребенку с РАС может быть оказана действительно профессиональная помощь. Причем, почти во всех этих местах (за небольшим исключением) эта помощь платная и довольно дорогая. Учителя же массовых школ, как правило, не знают, как работать с такими детьми. Это не их вина, просто педагогов этому не учат. В Москве сейчас в нескольких школах проходит проект «Инклюзивная молекула». Эти школы принимают детей с РАС и организуют для них инклюзивную образовательную среду, позволяющую этим детям учиться. Будет ли аналогичный проект в Московской области, мне не известно. Во всяком случае, по закону Ваш ребенок имеет право получать образование, соответствующее его возможностям. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) должна определить условия, которые необходимы Вашему ребенку (например, адаптированная образовательная программа, предоставление сопровождающего, помощника – тьютора и др.) и дать Вам заключение, где эти условия будут перечислены. Школа должна будет эти условия ребенку предоставить. Если и в этом случае ничего не получится, тогда, может быть, нужно будет думать об обучении в специальной (коррекционной) школе или на домашнем обучении.

    В любом случае, Вашему сыну очень желательны интенсивные индивидуальные коррекционные занятия, направленные на развитие коммуникативных и социально-бытовых навыков. Их можно получить в каком-нибудь из специализированных детских центров. Но, поскольку занятия, скорее всего, будут платными, возможно, придется поискать благотворительный фонд, который согласится их оплатить. Если хотите, я могу дать Вам несколько адресов таких центров – напишите мне на адрес sav-i@ya.ru

  • фото
    Елена 28 ноября 2015

    Уважаемый Игорь Анатольевич!
    Моей дочери 7,5 лет. В этом году она пошла в 1 класс. В школу ходит с удовольствием.Но учитель на нее всегда жалуется за плохое поведение. Отвлекает. Смешит всех. Может ответить неправильно, хотя знает правильный ответ, со слов учителя. На уроке пишет в тетрадках, если захочет. Когда оставаться на продленке, не делает дом. задания, а с удовольствием занимается с учителем индивидуально и дополнительно. Дома нам с ней приходиться делать двойную работу. Писать классную и дом работу. Но дома она тоже не делает уроки самостоятельно, я всегда рядом с ней. Она уверена ,что я ей во всем дома помогу, об'ясню. Но что делать со школой, где меня нет рядом. Как заставить ребенка работать в школе. Школьный психолог помочь не может. Учительница пересадила ее на последнюю парту одну, чтобы никому не мешала. Я не хочу, чтобы мой ребёнок отставил от всех. Я с ней занимаюсь дома сама, пока могу. Что это- психологическая неготовность к школе или более серьезные психические отклонения.
    С уважением, Елена.

  • фото
    Оксана Савченко 03 декабря 2015

    Попробуем разобраться. Начнем с двух правил. Правило 1: любое поведение всегда имеет причину, зачем-то нужно человеку, например, удовлетворяет какую-то его потребность. Правило 2: причины почти любого поведения всегда лежат вовне, то есть снаружи человека, или, как еще говорят, «в окружающей среде». «Окружающая среда» для ребенка в классе – это и сам учитель, и другие дети, и оснащение класса, и климат, и так далее. Вот с учетом этих двух правил и обсудим поведение Вашей дочери.
    Вы пишете, что она отвлекает, смешит всех. Какая причина (внешняя!) у этого поведения? Очевидно, это поведение ведет к тому, что она получает внимание со стороны окружающих (других учеников, учителя). Желание получить внимание – одна из самых распространенных причин разного поведения у детей. Еще Вы пишете, что она делает уроки только с Вами. То есть, если она не будет сама делать уроки, то Вы придете и поможете. Значит, это поведение («не делать уроки самой») позволяет ей получить внимание и поддержку уже от Вас (это только одна из возможных причин, просто она кажется мне наиболее вероятной). А то, что приходится делать двойную работу, позволяет ей получать вдвое больше внимания от Вас. Я не вижу в этом ничего плохого и никакого психического нарушения. Это ведь всего лишь первый класс. Ребенок попал в новые, непривычные условия. Конечно, ей требуется много внимания и поддержки. Нужно просто подумать, как ваша дочь могла бы получать Ваше внимание и внимание детей и учителя в школе другим способом, не нарушая дисциплины. Может быть Вам попробовать проводить вместе, за какими-то совместными делами (играми, экскурсиями и т.п.) больше свободного времени в выходные дни и вечерами? Желателен более четкий режим дня и активная поддержка с Вашей стороны самостоятельных попыток дочери хотя бы начать делать уроки: приготовила тетради, книжки, ручки и карандаши на столе к выполнению уроков – с воодушевлением похвалите. Начала сама решать задачу или писать упражнение – вслух порадуйтесь, какая она у Вас самостоятельная ученица, и так далее. Будет стараться всю неделю, в выходные сходите вместе в цирк или в кино.
    Ну а что касается поведения в классе, то по Правилу 2, о котором я говорил в начале, поведение определяется окружающей средой. Повлиять на окружающую среду в классе Вы никак не можете, а может только учитель. Не директор, не завуч и не психолог, а именно учитель управляет всем, что происходит в классе. Даже если не управляет, а вольно или невольно отдает управление детям, все равно это его сознательное или неосознанное решение и его ответственность. Вы можете только обеспечить дома такие условия и такие взаимоотношения с дочерью, чтобы ей хотелось и было интересно учиться. В школе это придется сделать учительнице. Самой.

  • фото
    Анна Зимка 27 июня 2017

    "Грамота в начальной школе, книга для родителей" - книга о том, как учить уроки по русскому языку с ребёнком 7-8 лет с низким уровнем школьной зрелости.

  • фото
    Раиса фёдоровна 06 ноября 2017

    Здравствуйте, Игорь Анатольевич! Я учитель начальных классов. Работаю в обычной образовательной школе. Но в школе есть коррекционные классы, где обучаются дети с ЗПР. С 2016 учебного года в коррекционных классах вместе с детьми ЗПР инклюзивно обучаются дети с УО 8 вида. Рабочие программы по предметам составлены для каждой группы детей, обучающихся в одном классе. Проблема в том, что дети ЗПР и УО обучаются по разным учебникам и темы совершенно разные, например у детей с ЗПР таблица умножения, а у УО - сложение и вычитание в пределах 20. Как быть? Можно ли обучать детей с ЗПР и УО по одним и тем же учебникам, используя разные рабочие программы, дифференцированный и индивидуальный подход.

    • фото
      Игорь Савченко 10 ноября 2017

      Здравствуйте, Раиса Федоровна! Дело в том, что суть инклюзивного образования в такой системе его организации, чтобы детям с разными нарушениями в развитии и детям вообще без каких-либо особенностей здоровья и развития было бы возможно учиться вместе, получая образование на уровне своих возможностей и потребностей. Это, конечно, очень непросто и, если школа ставит задачу такую систему обучения и воспитания у себя организовать, приходится довольно многое в привычной системе менять. Менять программы, методы и приемы обучения, менять режим обучения, в том числе и расписание (поскольку для детей с некоторыми особенностями в развитии невозможно сидеть за партой 45 минут или невозможно посещать все уроки) и так далее. В общем, весь процесс подчиняется цели организовать совместное обучение разных детей, которое не будет никому из них вредить или создавать проблемы, а будет позволять учиться вместе и комфортно, с хорошими образовательными результатами (доступными их уровню, конечно). Поэтому можно организовать обучение и по одним и тем же учебникам для детей с разным уровнем развития интеллекта, и по разным, и с использованием разных или одинаковых методик и так далее, лишь бы был положительный образовательный результат. Однако, я бы не советовал Вам самостоятельно принимать решение по тому, как будет организовано обучение. Вы не можете в единоличном порядке отвечать за то, как построено инклюзивное образование в образовательной организации. В школе должен быть психолого-педагогический консилиум, в состав которого входят наиболее квалифицированные педагоги, методисты, представитель администрации. Консилиум обсуждает сложившиеся ситуации и принимает по ним решения. В том числе, принимает решение, как конкретно будет организовано инклюзивное образование. Это решение утверждает администрация школы. В результате, Вы будете работать вполне официально и иметь право в любое время запросить и получить конкретную помощь и поддержку у методистов и администрации школы по любому вопросу инклюзии. А методисты и администрация будут заинтересованы Вам помогать, поскольку именно они принимали решение о том, как будет происходить образовательный процесс. Да и к другим педагогам будет проще обратиться за помощью и поддержкой. Дети закончат начальную школу и перейдут в среднюю. Учителям средней школы, если они не хотят через пару лет получить неприятный сюрприз, лучше начать сотрудничать с Вами и поддерживать Вас уже сейчас. И консилиум будет охотнее поддерживать ваши предложения, касающиеся того, как и по каким учебникам лучше учить детей, обучающихся в одном классе, но имеющих разные нарушения в развитии.

  • фото
    Мухаббат 08 ноября 2017

    У меня учится ребенок инвалид, он слабо слышащий но у меня обычная программа, а ее считают инклюзивной, это правильно?

    • фото
      Игорь Савченко 10 ноября 2017

      Здравствуйте, Мухаббат! Программы обычно не называют инклюзивными. Если в программу вносятся изменения с учетом особенностей ребенка с ОВЗ, то ее называют "адаптированной программой". Инклюзивной может быть сама система образования. Но тогда изменяется не только программа, но и методы обучения, форма и режимы занятий, применяется специальное оборудование, компьютерные программы и др. Поэтому я не думаю, что у вас "инклюзивная" программа.

  • фото
    Елена 03 апреля 2018

    Добрый вечер. Помогите пожалуйста разобраться в ситуации. Дело обстоит следующим образом, мой ребенок с ЗПР обучается во втором классе. Вариант 7.2. Основные уроки проходят индивидуально, а вот такие предметы как изо, технология, музыка и т.п. проходят в классе с другими детками. Проблема в том, что педагоги по вышеуказанным предметам не считают нужным оказывать ребенку какую-либо элементарную помощь. Например, если он не достал из портфеля краски, ему молча пишут замечание в дневник о том, что он не готов к уроку и все остальное время он просто сидит, ничего не делая пока другие занимаются. Со слов учителя она не обязана готовить его к уроку. "Сам все не достал, значит это его проблемы". Меня интересует должен ли учитель уделять особое внимание детям с ОВЗ, если они есть в классе. Какими приказами регламентировано составление адаптированных программ в случае наличия таких детей в классе? (Вообще как то в учебных планах педагога отражается то что в классе есть особенный ребенок?) И чем регламентированны критерии оценивания знаний ребенка, его работы на уроке? Буду благодарна за любую информацию.

    • фото
      Игорь Савченко 04 апреля 2018

      Здравствуйте, Елена! Честно говоря, Ваш вопрос не совсем по адресу - все-таки я психолог, а не юрист. Конечно, мне известно, что Закон "Об образовании в РФ" требует учитывать особенности учеников с особыми образовательными потребностями и оказывать им необходимую помощь и поддержку (Статьи 5.5.1; 28.6.1; 34.1.2; 48.1.6; 79.2 и 79.3). Того же требует и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Он, в частности, требует (для программы 7.2): "...усиление внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования". Если Вы все описываете точно, то ситуация больше выглядит не как нарушение учителем прав Вашего ребенка, а как обычная некомпетентность, когда учитель не знает ни стандарта, ни особенностей детей с задержкой развития, а отсюда и не понимает, в каких случаях он должен помогать ребенку, а в каких ребенок должен справляться сам. Составление адаптированных программ регламентируется Законом "Об образовании в РФ" и ФГОСами. А система оценивания обычно описывается в Уставе школы, который можно почитать (или скачать) на сайте школы. Вообще, на сайте школы Вы, скорее всего, найдете много интересных внутришкольных нормативных документов, в которых подробно описано, как школа обязуется работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Напомните об этих документах учителю и директору школы. А если останутся вопросы, задайте их нашему омбудсмену здесь, на сайте. Уверен, Вы получите подробный и квалифицированный ответ.