Откуда берется и куда девается мотивация детей к учебе?

Отчасти мы касались уже темы мотивации, когда говорили о причинах лени. Теперь же рассмотрим этот вопрос более подробно.

Итак, слово «мотивация» произошло от английского «movere» — «двигать». То есть, это то, что заставляет человека двигаться, как в буквальном смысле — вставать и куда-то идти, — так и в переносном — двигаться к своим успехам, двигаться в своем развитии. Если человек — ребенок или взрослый — активно движется к своим целям, упорно реализует свое стремление получить то, что он хочет, говорят, что у него высокая мотивация или высокий уровень мотивации. Если человеку приходится напрягать силу воли, чтобы начать что-то делать, если нам приходится этого человека «подталкивать» к выполнению какой-то работы, можно сказать, что у него низкая мотивация или низкий уровень мотивации. Родители часто вынуждены признавать, что у их ребенка низкий уровень мотивации к учебе. Проще говоря, ребенок не хочет учиться. Если некоторое время назад такое нежелание учиться чаще всего отмечалось у старшеклассников, то сегодня, увы, и родители младших школьников нередко обращаются к психологам с этой проблемой: сын или дочь не хотят учиться, ходить в школу. Отчего так происходит? Ведь, потребность в познании нового дана нам от рождения, и она крайне важна для самого выживания человека. Действительно, если человек не будет интересоваться окружением, не постарается понять закономерности происходящего вокруг, он легко может попасть в опасную ситуацию и даже погибнуть! Кроме того, ученые выяснили, что получение нового знания, освоение нового навыка сопровождается выделением в организме «гормона счастья», подкрепляющего потребность познавать новое. Что же гасит эту потребность в наших детях, почему они теряют природную любознательность? Специалисты выявили достаточно обширный список причин. Вот некоторые из них, представляющиеся наиболее важными.

  1. Ребенок не готов к школьному обучению. Здесь есть смысл обратить внимание, прежде всего, на следующие моменты:
    1. Физическая (биологическая) зрелость ребенка. Сформирована ли мелкая моторика руки — может ли ребенок правильно удерживать карандаш, ручку, вести относительно ровные линии? Достаточна ли выносливость — на сколько быстро устает ребенок? Часто ли болеет? Может быть, стоит определенное время посвятить физическому развитию, закаливанию?
    2. Школа предъявляет к ребенку целый ряд серьезных требований, прежде всего, требование произвольности — умение делать то, что нужно, а не то, что в данный момент хочется. Возможно, ребенок к моменту поступления в школу уже многое знает и умеет, но, если произвольность не сформирована, учиться ему будет очень сложно. Может быть, есть смысл отложить поступление в школу до следующего года, а пока активно поработать над формированием произвольности?
    3. Социальная, коммуникативная компетентность. Умеет ли ребенок общаться со сверстниками и старшими? Способен ли сотрудничать, просить то, что ему нужно, одалживать другим то, что просят у него? Такие навыки формируются, обычно, в детском саду. Но, если ребенок не посещал детский сад, нужно подумать, как научить его важным навыкам общения в домашних условиях: прогулки и игра с другими детьми во дворе, походы в гости, посещение детских развлекательных мероприятий и так далее.
  2. Потеря интереса к учебе, смысла учебы. Ребенку стало скучно сидеть на уроках, он перестал понимать, зачем «это всё» ему нужно. Предоставить информацию в разнообразных формах, используя современные технические средства обучения, связать излагаемый материал с будущей и повседневной жизнью детей, — важные составляющие профессиональной компетенции педагога. Если детей, потерявших интерес и смысл, в классе оказывается несколько, учителю необходимо срочно задуматься об используемых формах работы. Родители тоже могут внести значительный вклад в возвращение познавательного интереса сына или дочери, рассказывая о том, как они сами используют школьные знания и навыки в жизни, а кроме того, не забывая о возможностях посещения экскурсий, музеев, выставок (не только художественных и музыкальных, но и технических), техно-паркови т. д.
  3. Выученная беспомощность. Нередко учебную мотивацию «убивают» потеря веры в себя, уверенности в своих силах, страх неудачи, которые появляются после серии ошибок, неверных решений, плохих оценок. Иногда причиной полосы неудач становится слишком высокий для ребенка темп обучения, когда он просто не успевает разобраться в предлагаемом материале, путается, перестает понимать и, наконец, окончательно опускает руки. Еще одной причиной выученной беспомощности нередко становится «скупость» родителей и учителя на похвалу, поощрения за успешное выполнение заданий, прилежную учебу, вообще, за учебные достижения. Взрослые критикуют ребенка за ошибки и провалы, но совершенно забывают хвалить, когда дела идут успешно. Вообще, склонность взрослых к критике, высмеиванию, угрозам, физическим наказаниям, как способам воспитания, практически никогда не приводят к успеху и создают столько дополнительных проблем, что их потом годами приходится распутывать вместе с психологом. Хотелось бы напомнить, что мы и сами охотно занимаемся только той работой, от выполнения которой получаем удовольствие — удовольствие от того, что справляемся, успешно решаем стоящие перед нами производственные задачи. Ребенку тоже важно получать удовольствие от своих успехов. Но не сразу он начинает его правильно оценивать сам. Сначала требуется поддержка со стороны, от значимых взрослых — родителей, учителя. Не стоит забывать об этом.
  4. Ухудшение отношений с одноклассниками. Взаимоотношения с одноклассниками играют важную роль в жизни ребенка. И если они нарушаются, это способно серьезно снизить и учебную мотивацию в целом. Возможно, ребенку потребуется поддержка близких, а может быть, и непосредственная помощь в налаживании отношений. В особенно сложных случаях, вероятно, есть смысл рассмотреть вопрос о переходе в другое образовательное учреждение.
  5. Неблагополучие в семье. Дети всегда чутко реагируют на все, что происходит дома. Выяснения отношений, скандалы между родителями могут настолько выбивать ребенка из колеи, отнимать столько энергии, что о какой-то учебной мотивации говорить уже и не приходится.
  6. Отсутствие четкой, понятной ребенку организации его жизни. Привычный режим дня, расписание занятий, стабильный уклад жизни привносит в нашу жизнь спокойствие, уверенность и предсказуемость. Постоянные изменения привычного распорядка, неожиданно возникающие дела не позволяют планировать, создают хаос и авралы. Ребенок не знает «за что хвататься», что потребуется в следующий момент, а что затем. Жизнь взрослых, в таких случаях тоже не слишком организована, а значит, ребенок всегда может воспользоваться ситуацией, чтобы избежать выполнения каких-то важных, но не очень приятных дел, в том числе, уроков.

Мы обсудили основные причины снижения учебной мотивации детей и наметили некоторые подходы к их предупреждению. Вот еще несколько советов по повышению школьной мотивации.

  • Не забывайте поощрять ребенка за успехи в учебе, особенно если речь идет о младшем школьнике. Постепенно количество таких поощрений можно будет снижать, поскольку он втянется в учебу и сможет получать удовольствие от собственных успехов. Но на первых этапах (в самом начале обучения или если вы заметили снижение мотивации), поощрения необходимы.
  • Обеспечьте поддержку. Помогайте, но не выполняйте вместо него. Даже повышая требования, все равно обеспечивайте теплоту, любовь, понимание.
  • Интересуйтесь не столько оценками, сколько темами и содержанием уроков — это поддержит и интерес ребенка. Кроме того, ребенок должен знать, что вы любите его всегда, при любых его оценках, но, в то же время, хотите, чтобы вам с ним было, чем гордиться.
  • Следите за состоянием здоровья ребенка. Если замечаете, что ребенок начинает «кукситься», капризничает больше обычного, возможно, требования к учебе лучше несколько снизить.
  • Установите режим и следите за его соблюдением. Это сделает жизнь для ребенка более предсказуемой, позволит сформировать привычку делать уроки без капризов и скандалов в одно и тоже время.
  • Не ждите немедленных успехов. Возможны и «топтание на месте» и, иногда, даже некоторое ухудшение ситуации. Тем не менее, при настойчивой и последовательной поддержке мотивации, результат обязательно будет.
  • Найдите вместе с ребенком то, что будет ему интересно вне учебы: эмоциональное удовлетворение от любимых занятий придает сил для выполнения учебных обязанностей.

Это лишь некоторые общие советы, которыми вы можете воспользоваться. Каждый ребенок индивидуален, и кто как не родители подберут ключ к раскрытию его способностей и потенциала? Желаем вам легкого решения этой задачи, доверительных, дружеских отношений с ребенком и успехов в учебе и во всех делах!

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 4

  • фото
    Наталья 31 марта 2015

    Добрый день!

    А что, если ребёнок 7-ти лет вообще не хочет идти в школу, в первый класс?
    Она боится любых трудностей, страх неудачи, страх "поругают" на столько силён, что рождает ложь и болезненное состояние.

  • фото
    Игорь Савченко 02 апреля 2015

    Здравствуйте, Наталья!

    Чтобы бояться трудностей, неудач, того, что "поругают", нужно иметь печальный опыт переживания трудностей, неудач, осуждения. Или перенять эти страхи от близких людей, прежде всего, родителей (реже, - от живущих вместе бабушек-дедушек). Изначально детям не свойственны такие страхи. Когда, после каких событий Ваша дочь научилась этого избегать и бояться? А как Вы сами относитесь к собственным неудачам, трудностям, критике в Ваш адрес?

    До сентября осталось совсем немного времени, поэтому я бы посоветовал начать последовательную и настойчивую работу по психологической подготовке девочки к школе. Начните с самых простых дел. Попросите дочь помочь Вам в чем-то очень несложном, с чем она обязательно справится. Когда справится, искренне похвалите. Постепенно (очень постепенно!) наращивайте сложность предлагаемых дел. Пусть их будет несколько в течение дня. Обязательно каждый раз после успеха искренне и тепло хвалите, поощряйте. Если вдруг что-то у нее будет не получаться, подскажите. Если подсказки будет недостаточно, помогите, сделайте вместе. В конце концов, сделайте за нее (безо всяких осуждающих взглядов, вздохов и слов). После этого похвалите и поощрите за то, что она прекрасно справилась с трудным делом. Если посещаете какие-то занятия, обеспечивайте постоянный успех. Можно дробить сложные задания на более мелкие и простые части, учите просить перерыв, если устала (пока нет жестких требований урока, это можно позволить). Настойчиво демонстрируйте, что верите в ее силы, демонстрируйте поддержку и доброжелательное отношение несмотря ни на что. Играйте вместе в игры, где можно и проиграть. При этом, конечно, не старайтесь «задавить» ее своим интеллектом (или силой, ловкостью и т.п.) – понятно, что во многие игры Вы играете лучше, так что иногда можно и немного поддаться (речь, конечно, не идет о постоянных «поддавках» или постоянной смене правил в угоду ребенку). Выражения типа: "Балда, кто же так ходит?", "Ты что, совсем не соображаешь?", "Это неправильно, сколько раз тебе можно повторять?" - постарайтесь забыть навсегда. Также не годятся замечания типа: "Чего ты ревешь? Ты что, не понимаешь, что это просто игра? Ты чего такая бестолковая? Замолчи сейчас же!" Покажите на своем примере, как нужно принимать поражения. Показательно проиграйте. Покажите, что из негативной ситуации нужно выносить опыт, не сдаваться, не опускать руки, а стремиться к победе, учиться.
     Ну и наконец, если у Вашей дочери что-то получается лучше, чем у других детей - культивируйте это её умение. Возможно, уверившись в том, что есть области, где она всегда будет лидировать, она перестанет так расстраиваться из-за возможных или реально случающихся неудач.

    Если этого окажется недостаточно, напишите, подумаем, что можно сделать еще.

  • фото
    Елена 14 мая 2015

    Здравствуйте!Дочка заканчивает третий класс,уже полтора года на индивидуальном обучении(последствия ППЦНС,ЗРР),но улучшения в качестве знаний нет.Может пересказать в подробностях понравившийся фильм,а запомнить части речи-нет.Много занимаемся дома,уроки иногда делаем по несколько часов со слезами и скандалами."У меня всё равно не получится".Пытались заниматься тренингом,но...Пробовала и кнут, и пряник.Боюсь остался только кнут...Иногда читаю в её глазах крик о помощи,а чем помочь...

  • фото
    Игорь Савченко 15 мая 2015

    Здравствуйте, Елена!

    Вы пишете, что дочери с трудом дается учеба. Приходится часами выполнять домашние задания. Она уже не верит в свои силы.
    Действительно, когда какое-то дело дается с большим трудом, не получается, а окружающие еще и осуждают, наказывают, то, наверное, ни один человек не захочет таким делом заниматься. Поскольку мы говорим об учебе, то наказание ребенка, который и так испытывает трудности, - самый верный способ уничтожить всякую мотивацию учиться. И это вполне нормально. Мы же сами не станем ходить на работу, на которой у нас ничего не получается, и где нас только ругают и не платят зарплату.
    Я думаю, чтобы изменить ситуацию к лучшему, есть смысл сделать следующее:
    1. Вместе с дочерью обсудите и установите четкий режим дня, так чтобы уроки нужно было бы делать всегда в одно и то же время. Дальше вместе следите за соблюдением этого режима.
    2. Задания, которые дочь должна выполнять, разбивайте на более мелкие и простые, на такие, с которыми она обязательно справится. Под заданиями я имею в виду: задачи по математике, упражнения по русскому языку, правила, параграфы учебника, стихотворения и т.д.
    3. Если она пытается делать, но у нее не получается, - подсказывайте, помогайте, терпеливо и доброжелательно разъясняйте столько раз, сколько потребуется. Вплоть до выполнения задания при ней за нее. После этого искренне хвалите за успешно выполненное задание. Затем, предлагайте сделать аналогичное. Если не получается, снова подсказывайте и помогайте. После выполнения снова хвалите, обнимайте.
    4. Постепенно уменьшайте количество и объем подсказок. Постепенно разбивайте задания на более крупные части. Не забывайте поощрять после выполнения каждого задания (обнимать, похлопывать по плечу, давать перерыв 5 минут, хвалить). Позже можно будет постепенно уменьшать поощрения.
    5. После выполнения уроков по каждому предмету - перерыв 15 минут. В это время она может заниматься, чем хочет.
    6. Поскольку у вас индивидуальное обучение, попросите учителя придерживаться этой же стратегии.

    Если не будет получаться или появятся дополнительные вопросы, напишите мне на почту (sav-i@yandex.ru)