Почему ученики не хотят выполнять домашние задания?

Вопрос, вынесенный в заголовок, постоянно задают психологам педагоги и родители. В обществе периодически возникают дискуссии на темы: так ли уж нужны домашние задания? Может быть уменьшить их объем? Может быть их совсем отменить?

Между тем, идти на полную отмену домашних заданий педагоги пока не готовы. Объем материала, который ученики должны освоить в соответствии с учебной программой, не умещается в часы школьного обучения. Часть материала приходится отрабатывать дома.

Что же делать, если ребенок сам не в состоянии собраться с силами и систематически выполнять домашние задания, и родителям не удается найти мирный способ повлиять на свое чадо?

Давайте попробуем разобраться в причинах проблемы

В прошлой статье я рассказывал о прикладном анализе поведения, как о дисциплине, помогающей разобраться в причинах поведения и находить способы для его изменения. С точки зрения прикладного анализа поведения, любое поведение позволяет человеку либо что-то получить, либо чего-то избежать. Каковы последствия у поведения «отказываться от выполнения домашних заданий»? С одной стороны, это последствия неприятные — ученик получает плохие отметки и наказания со стороны учителей и, особенно, родителей. Правда, вместе с наказаниями, ребенок получает еще и внимание учителей и родителей, добиться которого другим способом (например, хорошим поведением) бывает очень непросто. С другой стороны, отказ от выполнения домашних заданий позволяет ребенку избежать выполнения трудного дела (а выполнение уроков действительно дается детям нелегко), сэкономить силы, позаниматься чем-то более приятным и интересным.

Таким образом, напрашивается вывод: для того, чтобы ученики охотнее выполняли домашние задания, эти домашние задания должны быть интересными, не слишком трудными, позволяющими получить нечто ценное для ребенка, например, одобрительное внимание со стороны родителей.

Как сделать домашнее задание интересным?

Как правило, интерес у детей вызывает:

  • новая и неожиданная информация;
  • информация, раскрывающая их потенциал (позволяющая лучше узнать себя, проявить и продемонстрировать другим свои положительные качества, способности, навыки и т. п.);
  • полезная информация (которую можно применить в каких-то повседневных делах, научиться чему-то полезному для сегодняшней жизни, повысить свой статус в группе сверстников и др.);
  • развлекающая информация (что-то, позволяющее развлечься, приятно провести время, получить новые приятные впечатления, поиграть, побеждать в играх и др.).

К сожалению, домашние задания редко удовлетворяют каким-либо из перечисленных критериев.

Как сделать домашнее задание менее трудным?

Существует несколько возможностей, например, разбить задания на более мелкие части, использовать помощь и подсказки.

Родители часто не осознают, что само требование «садиться за уроки» может вызывать устойчивое сопротивление ребенка. Что такое «уроки» с точки зрения ученика? Это чтение, письмо, математика и др. Или русский язык, алгебра, физика, география и др. Вспоминая список уроков, по которым задали домашнее задание, ребенок воспринимает его образно как глыбу, которую придется двигать. Возникает естественное желание попытаться как-то избежать этого. Если бы родитель предложил: «Сесть за стол и начать делать 17-е упражнение по русскому языку», — возможно, ребенок бы согласился с меньшим сопротивлением. Главное ведь преодолеть инерцию. А там, глядишь, и 18-е упражнение пошло, а за ним и примеры по математике…

Что касается самого содержания домашних заданий, то родители часто не обладают необходимыми компетенциями, чтобы самостоятельно делить задания на части, понятные ребенку, такие, с которыми он справится. Тут, конечно, потребуется помощь учителя. Но часто ли педагоги готовы такую помощь оказать?

Вообще, у нас существует серьезная проблема с оказанием помощи ученикам. Во-первых, ребенок часто не знает, как попросить помощи. Ему объясняют, что он может поднять руку, если хочет сказать ответ на вопрос учителя или если хочет отпроситься в туалет. А про то, что, подняв руку, можно попросить о помощи, объяснить часто забывают.

Во-вторых, если учитель объяснил новый материал, а ученик его не понял, то, скорее всего, он не станет задавать вопросов. Ведь сказать о том, что чего-то не понял, на весь класс, когда другие ученики молчат, психологически трудно («Что я самый глупый что ли?»).

В-третьих, даже если ученик отважится заявить, что он что-то не понял, учитель может ответить ему что-нибудь вроде: «Слушать надо было внимательнее!» или «Заниматься надо лучше! Видишь, никто не спрашивает, только ты!», — и тем самым отбить желание задавать вопросы в будущем.

И даже если ученик скажет, что он что-то не понял, а учитель искренне захочет ему помочь, то, скорее всего, учитель просто повторит еще раз то, что он только что объяснял (возможно, более громким голосом). Но ведь ученик именно этого объяснения и не понял! А дать информацию еще раз, но другими словами, педагоги догадываются, увы, крайне редко.

Также редко используют педагоги и подсказки. Почему-то существует некое представление о том, что подсказывать нельзя, ученик сам должен разобраться, если ему что-то непонятно. Заражаются этим убеждением и родители. «Как это я буду ему подсказывать? Он должен сам учиться думать!»

В результате, ребенок, оставшись без помощи взрослых, перестает понимать материал уроков, начинает делать ошибки, получает замечания и плохие отметки, теряет мотивацию и интерес к учебе. Зачем учиться, если от этого одни неприятности? Получение образования превращается в каторгу. Включается поведение избегания уроков, учителей, школы. А ведь ничего этого не случилось бы, если бы разумно была организована помощь ученику, когда она ему действительно была нужна.

Вопрос вознаграждения

Дети и подростки не всегда способны анализировать ситуации и делать выводы о том, хорошо ли то, что происходит, или плохо. Часто они принимают решения на основе ощущений — приятно/неприятно. Выслушивая указания со стороны взрослых, дети пытаются решить для себя, действительно ли важно то, о чем им говорят, или это просто ничего не значащие пожелания. Критерием важности требования часто служит подкрепление. Если взрослый дал указание, а потом поощрил за его выполнение, то это действительно важное дело. Если указание дано и выполнено, а поощрения нет, значит оно не было таким уж важным. Кстати, взрослые нередко оценивают важность выполняемых дел таким же образом.

Поощрения часто воспринимаются педагогами и родителями очень прямолинейно — дать конфету (купить мороженое, игрушку, дать денег и т. п.) или сказать: «Молодец!». На самом деле для ребенка гораздо ценнее серьезное и доброжелательное внимание взрослых, возможность обсудить с ними свои или семейные дела, вместе поиграть, отправиться в путешествие (или хотя бы в кино) и тому подобное. В социальных сетях периодически всплывает история о мальчике, который копил деньги, чтобы купить время своего слишком занятого отца. В зарубежных образовательных организациях одним из важных поощрений для учеников считается ланч с директором или завучем.

Почему бы не использовать поощрения за нелегкий для ребенка труд выполнения домашних заданий?

Я по отдельности описал некоторые возможности, которые можно использовать для усиления желания ребенка выполнять домашние задания. Иногда некоторым творческим людям удается объединить некоторые из них в одну методику или даже целую технологию. Одну из интересных методик приводит в издании «Сноб» психолог Екатерина Мурашева (https://snob.ru/selected/entry/72306). Ниже описание методики из ее статьи.

«Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно. Что дома? Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать. (Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно.) Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня». Всего предлагается в день делать четыре таких подхода. Автор ссылается на то, что многим родителям удалось таким образом сподвигнуть детей на регулярное выполнение уроков. Причем, самостоятельно, без понуканий.

Более жесткий подход к организации выполнения домашних заданий предлагает родителям американский педагог Мишель Борба, на которую я часто ссылаюсь в своих публикациях (Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005). Она дает следующие рекомендации.

  1. Организуйте место для выполнения заданий на дом. Спокойное место с хорошим освещением.
  2. Узнайте требования учителя.
  3. С самого начала установите распорядок занятий и придерживайтесь его. Можно поместить его на видное место.
  4. Объясните ребенку, что выполнение заданий на дом обязательно. Поддерживайте серьезное отношение к выполнению заданного на дом.
  5. Прививайте ребенку навыки планирования. Покажите ребенку, как составлять перечень того, что нужно сделать в порядке приоритетности. Он может вычеркивать пункты по мере их выполнения.
  6. Предлагайте свою помощь только тогда, когда она действительно необходима. Если ребенку становится трудно, помогите ему, смоделировав аналогичную задачу и показывая шаг за шагом, как ее выполнить. Затем понаблюдайте, как он сделает это сам.
  7. Разделите задание на части.
  8. Установите штрафные санкции за невыполнение домашних заданий. Например, если задание не выполнено к определенному времени (оптимально к одному и тому же часу каждый вечер), ребенок должен знать, что он будет лишен какого-либо удовольствия в тот же вечер или на следующий день.

Итак, вероятность выполнения ребенком домашних заданий можно увеличить, сделав их более интересными, менее трудными, добавив поощрения. Некоторые конкретные способы мы обсудили выше. Вот только выполнить их на практике родителям или учителям по отдельности будет трудно. Сотрудничество значительно упростит дело!

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0