Подросток и социальные сети: нужно ли беспокоиться родителям?

Революционное развитие технического прогресса, разработка цифровых технологий в течение нескольких десятилетий привели к необходимости оперативного обмена информацией между машинами и появлению сети Интернет. Однако людям возможность обмена информацией и общения в цифровой среде оказалась гораздо интереснее и нужнее, чем машинам. И вот в 90-е годы двадцатого столетия, как грибы после дождя, стали появляться социальные сети.

Сегодня цифровые и сетевые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Фактически общение в Интернете с использованием сетевых технологий можно считать новой формой общения современных молодых людей. Нужно признать, что Интернет становится особой социокультурной средой, оказывающей огромное влияние на формирование и развитие личности детей и подростков. Отечественные исследователи приводят интересные цифры. 93% подростков в возрасте от 12 до 16 лет независимо от места своего проживания пользуются Интернетом в качестве канала коммуникации. Наиболее востребованным сервисом являются социальные сети. Российские исследователи О. А. Гуркина и Е. М. Новикова отмечают, что среди российских подростков, зарегистрированных в социальных сетях, наиболее популярна сеть «Вконтакте» — 96%, на втором месте «Facebook» — 52%, затем «Instagram» — 45%. По времени, проводимому школьниками в социальных сетях, существует следующая статистика: 44% школьников проводят в социальной сети от 1 до 3 часов в день, т. е. от 7 до 21 часа в неделю, 21% школьников используют социальные ресурсы от 3 до 5 часов в день, т. е. от 21 до 35 часов в неделю, 16% сидят в социальных сетях менее 1 часа, т. е. около 7 часов в неделю (Гуркина О. А., Новикова Е. М. Чем так привлекательны социальные сети для подростков? [Электронный ресурс] // Лаборатория мониторинговых исследований МГППУ. 2014).

Отечественные ученые В. О. Кобызева и В. А. Плешаков на основе своих исследований приходят к выводу, что все большее число молодых людей предпочитают проводить свободное время в одиночестве (в том смысле, что рядом с ними отсутствуют друзья и другие люди), используя компьютер с доступом в Интернет; при этом, виртуальное общение оказывает важное влияние на их социализацию и привычки.

Общение с помощью интернета предоставляет молодым людям возможность удовлетворить свою потребность в принадлежности к группе, получить поддержку, сохранять психологический контакт и ощущать «присутствие» рядом с собой людей, находящихся далеко, что особенно важно, если этого не хватает в «реальной» жизни.

Виртуальное общение оказывается для многих подростков более предпочтительным, чем непосредственное, по ряду причин: 1) оно делает одновременно подконтрольным самому пользователю процесс выражения чувств; 2) оно стирает барьеры, которые всегда присутствуют в реальном общении и касаются пола, возраста, внешности собеседника, а также его коммуникативной компетентности (в особенности в ее невербальной части); 3) она обеспечивает большую свободу высказываний и поступков, благодаря анонимности реальной или мнимой; 4) анонимность виртуального общения позволяет пользователям затрагивать такие темы, о которых они не решились бы заговорить в реальной жизни.

Подростки используют социальные сети, чтобы находить новых друзей, поддерживать отношения с нынешними друзьями, флиртовать, строить с друзьями планы совместных дел и развлечений.

Как относиться родителям и педагогам к сложившейся ситуации? Радоваться «компьютерной продвинутости» детей или срочно спасать их, вытаскивать из «дьявольской сети»? Попробуем снова послушать мнение специалистов о положительном и отрицательном влиянии сетевого общения на психическое здоровье и развитие детей. Правда, справедливости ради, нужно иметь в виду, что исследований, посвященных изучению отрицательного влияния интернет-технологий, значительно больше. Так что в глазах общественности вред сетевого общения может быть заметно преувеличен.

Итак, специалисты приводят следующий перечень возможных негативных последствий интернет-общения (привожу только психологические негативные последствия):

  • нарушение способности к общению с реальными людьми;
  • утрата самоидентичности;
  • формирование компьютерной и интернет-зависимости;
  • искажение ценностных ориентаций;
  • информационный стресс, в том числе, доступность вредной и разрушительной информации;
  • неврозы;
  • депрессивные состояния, и, в конечном счете, —
  • нарушение социализации личности;
  • коммуникативная компетентность, сформированная в Интернете, не работает в реальной жизни;
  • социальные сети предоставляют неограниченный материал для социальных сравнений (по уровню доходов, социальному статусу и др.), следствием которых является переживание стресса, тревоги и резкого недовольства собственной жизнью;
  • преступность в социальных сетях: мошенничества, склонение подростков к правонарушениям и суициду.

Упоминают исследователи и положительные влияния Интернет-общения:

  • предоставление подросткам возможности заявлять о своих интересах и разделять их с окружающими;
  • обмениваться опытом, переживаниями, обучаться друг у друга;
  • предоставление возможностей для общения, социализации тем подросткам, у которых в реальной жизни такие возможности ограничены;
  • дополнительные возможности для формирования собственного «Я»,
  • возможность чувствовать себя в безопасности и контролировать все элементы ситуации общения,
  • содействие в сплочении групп,
  • помощь в выстраивании отношений в новом коллективе,
  • возможность использования стабильного посещения подростками социальных сетей для организации их обучения.

Итак, социальные сети не получается признать однозначно «добром» или «злом». По сути, это техническое средство, которое может быть использовано людьми как во зло, так и во благо. Пытаться запретить подросткам пользоваться социальными сетями бесполезно и неразумно, поскольку именно в социальных сетях подростки могут удовлетворить наиболее важные для развития личности в их возрасте потребности: в общении с друзьями и сверстниками, в поиске себя, в «примеривании» на себя разных образов. Аналитик Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Диана Королева сравнивает социальные сети со «шкатулочкой, в которую подростки собирают самое ценное и сокровенное».

Специалисты разработали целый ряд рекомендаций для взрослых — родителей и педагогов, — по снижению вредного влияния социальных сетей на развитие подростков и безопасному поведению в Интернете. Приведу некоторые из них.

  • Чтобы регулировать вовлеченность подростка в виртуальную реальность, с ним нужно поддерживать контакт и понимать, что у него происходит в жизни. И это тема доверительных отношений, а не тотального контроля и лишения гаджетов.
  • Если подросток будет знать, что он дорог и что его любят, вероятность того, что он станет жертвой манипуляций преступников в сети уменьшится на порядок.
  • Поощряйте живое общение подростка в реальном мире: приглашение друзей в гости, прогулки, поездки, походы с друзьями, любое совместное времяпрепровождение.
  • Научите составлять планы на день, неделю, месяц. Оформляйте их в виде списков дел, включающих не только обязательные и трудные для ребенка пункты (уборка, уроки, походы в магазин и т. п.), но и приятные, связанные с развлечениями, творческими делами, занятиями по интересам.
  • Прививайте навыки критического мышления, умение выделять существенное в информации, выявлять скрытый смысл, подтасовки, умение формировать собственное мнение по разным вопросам, собственную позицию. Это станет своеобразным фильтром, отсеивающим злонамеренную и просто ненужную информацию.
  • Учите уверенности, умению отстаивать свои права, говорить «нет» в ответ на нежелательные предложения.
  • Договоритесь, что ребенок обязательно будет ставить вас в известность, если захочет встретиться с кем-то из тех, с кем познакомился в Интернете.
  • Договоритесь и о времени, которое подросток будет проводить в сети. Предложите ему памятку о поведении в социальных сетях, составленную специалистами специально для подростков и молодежи. Итак, находясь в сети:
    • не хвастайтесь незаконной деятельностью.
    • не высказывайте агрессии.
    • не высказывайте оценки деятельности преподавателя.
    • публикации с компьютеров в вашей школе? — Нет, не стоит.
    • не разглашайте конфиденциальную информацию.
    • нельзя лгать, жульничать и заниматься плагиатом.
    • нельзя угрожать расправой.
    • нельзя публиковать свидетельства своего непрофессионализма.
    • нельзя полностью полагаться на настройки конфиденциальности.
    • не выкладывайте информацию в состоянии эмоционального возбуждения (остановитесь на мгновение, глубоко вздохните, подумайте и перезагрузитесь).

Надеюсь, приведенные соображения и рекомендации помогут вам сформировать свою позицию относительно «жизни» вашего ребенка в социальных сетях. Если же возникнут вопросы на эту тему, напишите в комментариях, я с удовольствием на них отвечу.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0