Помогите ребенку найти себя

Одной из важнейших особенностей подросткового возраста является развитие интеллектуальных способностей (прежде всего абстрактно-логического мышления), обеспечивающего становление рефлексии и самосознания. «Кто я? Какой я?», — эти вопросы беспокоят практически всех подростков. Именно в этом возрасте ребенок впервые ставит жизненные цели, пытается определить свое собственное отношение к различным сферам бытия — к себе самому, семье, друзьям, школе, обществу в целом и т. д., к своему профессиональному будущему. Процесс самоопределения подчас проходит достаточно драматично, выливаясь в борьбу со своим собственным телом, недостаточно привлекательным с точки зрения подростка; родителями, не замечающими его наступившей «взрослости»; общественными институтами — школой, жилищными организациями и др., «навязывающими» свои правила поведения и т. д.

С точки зрения специалиста-психолога, всех подростков можно разделить на две группы — тех, кто выбирает свой будущий жизненный путь более или менее самостоятельно, и тех, кто решил обратиться к психологу. Большинство подростков делают свой выбор по совету друзей («за компанию»), родителей, учителей. Мы же подробнее остановимся на тех, кто обращается за консультацией к специалисту (как правило, по инициативе родителей). Эти клиенты психолога, как правило, прекрасно знакомы с «технической стороной» (алгоритмом) процесса принятия решений, умеют применять его на практике для решения отвлеченных задач (скажем, математических или моделирующих процессы на разных учебных предметах), однако использовать его в повседневной жизни не пытаются. Почему? Это крайне не поощряется учителями и родителями, поскольку тогда он перестает быть послушным и управлять им становится очень сложно. Как правило, такого подростка отличает заметный инфантилизм — отсутствие навыка принятия ответственности за свои поступки, страх перед принятием решения. Педагоги и родители предпочитают видеть ребенка послушным, контролировать и направлять его жизнь, избавлять от самостоятельного выбора в любых сколько-нибудь значащих ситуациях. В результате, при неплохой осведомленности об окружающем мире и неплохо развитых интеллектуальных способностях подросток совершенно не способен принимать самостоятельных решений. Обращение к психологу как раз и является попыткой переложить ответственность за жизненно важный выбор на «авторитетного специалиста» (выражение одной мамы).

В чем же может состоять психологическая помощь подростку? На наш взгляд, прежде всего, стоит обсудить его собственные цели. Начать разговор можно с простых упражнений. Например, полезно обсудить с ребенком грузинскую притчу:

«У меня есть состояние,
но я не знаю — большое оно или маленькое.
Мое состояние постоянно терпит убытки,
но я не знаю — большие или маленькие.
Я верю, что оно приносит пользу людям,
но не знаю — большую или маленькую.»

О чем эта притча? Конечно, о жизни, точнее — о времени жизни каждого человека. Может ли мое «состояние» приносить пользу людям? А мне самому? Какую? Чего я вообще хочу от жизни? Как я себе представляю свою будущую жизнь? Готов ли я чем-нибудь пожертвовать ради достижения жизненного успеха? И в чем этот успех мог бы состоять? Опыт показывает, что эти и другие подобные вопросы глубоко волнуют ребят. Способен ли я на что-то полезное? Способен ли я вообще чего-то добиться в этой жизни? Такие вопросы они задают себе не раз. Ответы на них требуют личностного и жизненного самоопределения от каждого человека. Они требуют постановки целей, планирования своей жизни, упорного выполнения намеченных планов, умелого преодоления возникающих на пути трудностей. Это и нужно обсудить с подростками.

Цели, а также средства их достижения практически полностью определяют жизненную стратегию человека. Фактически, цель — это то состояние, которого хотелось бы достичь. Как решить, какую цель поставить? Как выбрать ту главную или те несколько главных целей, которым будет посвящена большая часть жизни или даже вся жизнь? Есть несколько вариантов обсуждения этих вопросов с подростками. Вот один из них. Сначала предлагается небольшое упражнение.

«Представь, что ты уже пожилой человек, проживший столько лет, сколько хотелось. Ты окидываешь мысленным взором всю свою прошедшую жизнь и в итоге приходишь к одному из двух выводов:

1) Какая счастливая была у меня жизнь — я имею все, что хотел; я достиг всего, к чему стремился; я добился всего, о чем мечтал. Я испытываю полное удовлетворение от своей жизни.

2) Какая несчастная прожита мною жизнь — я так и не получил того, чего хотел; я не достиг того, к чему стремился; мечтам моим не суждено было осуществиться. Я в отчаянии.

Конечно, каждый из нас хотел бы в итоге своей жизни прийти к первому варианту. Но в чем он состоит? Выполним следующее упражнение: за две минуты нужно написать на листе бумаги в виде словосочетаний после римской цифры I все, что ты хотел бы в своей жизни получить, достичь, иметь и т. п. Писать нужно все, что позволит тебе сказать: “Если у меня это будет до конца жизни, я буду считать себя счастливым человеком“. Времени мало — только две минуты, — поэтому думать долго не нужно, пиши все, что приходит в голову. Желательно, чтобы желания были конкретными. Например, заработать миллион долларов, иметь пятикомнатную квартиру, вырастить троих детей и т. д.»

После того, как задание выполнено, дается немного времени (например, опять 2 минуты) еще раз все проверить и подчеркнуть из всего написанного три самых главных, самых важных желания, без исполнения которых жизнь уж никак нельзя будет считать счастливой.

Когда и это будет сделано, ставится следующая задача. «Поставь на листе бумаги римскую цифру II. Теперь нужно будет снова за 2 минуты в виде словосочетаний написать, чем ты собираешься заниматься в следующие 5 лет своей жизни, чего постараешься достичь, к чему будешь стремиться.» После выполнения задания предлагается снова подчеркнуть три самых важных, самых главных желания. Если желаний всего три или меньше, то подчеркиваются все.

Наконец, ставится третья задача. «Представь себе, что ты откуда-то точно узнал (врач сказал, цыганка нагадала, во сне приснилось и т. д.), что жить осталось всего 6 месяцев. Ровно через шесть месяцев ударит молния (свалится кирпич, обострится болезнь и т. п.) и тебя, увы, не станет. Что бы ты постарался успеть сделать за эти 6 последних месяцев своей жизни? Напиши это за 2 минуты после римской цифры III». И вновь, подростку дается немного времени, чтобы отметить три самых главных желания, или подчеркнуть все, если их всего три или меньше.

Затем, предлагается следующее: «У тебя отмечено 9 самых главных, самых важных желаний — по три после римских цифр I, II и III (или меньше, если некоторые совпадают или их менее трех в каком-то разделе). Из этих 9 подчеркнутых желаний сейчас нужно (уже без ограничения времени) выбрать одно — самое-самое главное и важное желание и написать его ниже после арабской цифры 1». Когда это будет выполнено (но не раньше!), предлагается написать арабские цифры 2 и 3, а после них — те желания из девяти главных, которые ставятся на второе и третье места. Итак, после выполнения всех заданий, у ребенка появляется представление о некоторых своих наиболее важных желаниях и, в том числе, о трех своих самых больших, самых главных желаниях. Фактически, эти три желания и являются на данном этапе возрастного и психического развития главными жизненными целями подростка.

Следующий этап работы — подробное обсуждение и анализ выдвинутых целей.

Реальны ли поставленные цели? Например, ребенок написал: «Заработать миллиард долларов». Выполнимо ли это? Вопрос непростой. Американская мечта — «из лягушек — в принцы» — не так уж редко осуществляется в рыночном обществе. Вспомним истории компьютерного магната Билла Гейтса или «специалиста по человеческим отношениям» Дейла Карнеги. Кто знает, может быть удача повернется лицом и к ребенку, сидящему сейчас перед нами? И все же цель «заработать миллиард долларов» нуждается в проверке. Зачем человеку могут понадобиться столько денег? Покупка квартиры, дачи, машины, компьютерной и прочей техники обойдется гораздо дешевле (менее 3 млн. долларов). На что планируется истратить остальные деньги? И потом, когда все есть, жить становится скучно! Работать — не нужно, путешествия через несколько лет надоедают. Примеров множество в отечественной литературе прошлого века — Чацкий, Евгений Онегин, Обломов и другие. Уместен вопрос подростку: «Ты хочешь прожить такую же жизнь как они?». Здесь фактически за обсуждением поставленной подростком частной цели скрывается обсуждение важнейших вопросов бытия — о цели и смысле жизни, которые ребенок для себя выбирает.

Отметим, что выше приведен лишь один из возможных вариантов поиска и постановки жизненных целей. Так, с младшими подростками можно использовать и другие образы. Например, можно предложить загадать три желания Золотой рыбке, Джинну (еще вариант — Цветик-семицветики т. д.). Вариант для более старших детей (10–11 классы): «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — и сценарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем будет этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события». Затем, получившиеся «фильмы» обсуждаются.

Во всех перечисленных упражнениях главное, чтобы ребенок высказывал собственные желания, цели, а не то, что настойчиво продвигается в телевизионных рекламных роликах и социальных сетях. Разумеется, это возможно только при установившихся между ребенком и психологом искренних, доверительных отношениях.

Наблюдая за тем, как люди строят свою жизнь, можно прийти к выводу, что в результате самоопределения они выстраивают ту или иную личностную позицию, то или иное свое отношение к миру и окружающей действительности. Какими могут быть эти позиции? Специалисты, исследовавшие данный вопрос, сходятся во мнении, что жизненная позиция зависит от ценностных ориентаций и целей, которые ставит перед собой человек, а также от его возможностей, способностей на практике достичь своих целей, реализовать свое стремление к определенным ценностям. По меткому выражению психолога Н. Г. Алексеева, позиция — это ответственное отношение человека к своим ценностям.

Человек может более или менее настойчиво стремиться к достижению своих целей; быстро сдаваться под влиянием встречающихся трудностей или не оставлять попыток их достижения; более или менее ответственно относиться к своим поступкам. В тоже время, он может более или менее успешно справляться с задачами и проблемами, возникающими при его движении к целям, обладая тем или иным набором навыков, умений, способностей, личностных качеств, иными словами средств для их разрешения.

Можно сказать, что человек, обладающий ответственным, заинтересованным отношением к своим ценностям, целям и поступкам, одновременно обладающий средствами (способностями, умениями и т. д.) для эффективного разрешения возникающих проблем, для последовательного движения к своим целям, занимает свободную и самостоятельную позицию, реализует свободную и самостоятельную жизненную стратегию.

Человек ответственный, стремящийся к добросовестному выполнению порученного дела, но не обладающий для его полноценного выполнения необходимыми средствами (например, достаточной информацией, конкретными навыками или интеллектуальными способностями), занимает исполнительную, ответственную позицию. Для работы ему необходима информация со стороны, требуется человек, который бы анализировал ситуацию и принимал решения, перепоручая ему (исполнителю) выполнение деятельности.

Тот, кто способен анализировать ситуацию и принимать решения, но выполнение деятельности и ответственность за ее реализацию стремится навязать другим, занимает манипулятивную позицию.

Ну, а человек, не желающий думать о создавшейся ситуации, выполнять какую-либо деятельность, но не прочь воспользоваться ее «плодами», занимает потребительскую, иждивенческую позицию.

Соотношение позиций показано в таблице.

 

 

Ответственный

Безответственный

Обладающий необходимыми средствами

Самостоятельная, свободная

Манипулятивная

Не обладающий необходимыми средствами

Исполнительная, ответственная

Иждивенческая, потребительская

Как появляется, выстраивается личностная позиция? В идеале, вероятно, с течением времени должно происходить постепенное перерождение иждивенческого поведения в самостоятельное. Однако, это возможно только при равномерном развитии когнитивной (интеллектуальной, познавательной) и эмоционально-волевой сфер личности, обеспечивающих, соответственно, возможность рефлексии и удержание ответственности за принятые решения. Если развитие когнитивной сферы отстает от развития эмоционально-волевой (например, у детей до старшего подросткового возраста), увеличивается вероятность развития ответственного, исполнительного поведения. Если же, наоборот, развитие когнитивной сферы опережает развитие эмоционально-волевой, велика вероятность становления манипулятивного поведения (манипулятивной личностной позиции). Следует, однако, учитывать, что реализация манипулятивного поведения несет в себе оттенок нечестности, поэтому наличие нравственных качеств способствует усилению ответственности личности.

Позиционное самоопределение (как процесс складывания личностной позиции) может включать ряд этапов или уровней. На первом этапе человек выполняет деятельность, диктуемую ситуацией или навязанную кем-то другим, автоматически, используя предоставленные ситуацией или этим другим средства, инструкции, не стараясь вникать в ее окончательные цели или искать в ней какой-либо собственный смысл. Указанная деятельность целиком организуется и обеспечивается ее заказчиком. Часто исполнителю просто объявляется, что «так надо». При этом он получает за выполнение работы определенное вознаграждение, что и служит главным мотивом его деятельности. Обратим внимание, что здесь и далее речь идет не только о профессиональной деятельности, но и о любом другом (например, бытовом) взаимодействии людей.

Если человек уходит от автоматического, бессмысленного выполнения деятельности (по разным причинам, например, из-за усиления авторитарного давления заказчика или обнаружив в ней какой-либо свой личностный смысл), проявляет заинтересованность в ее содержании, он оказывается в проблемной ситуации относительно того, какими собственными критериями (в отличие от диктуемых заказчиком) определять успешность или неуспешность ее течения, удовлетворительность или неудовлетворительность результатов, как поступать в конфликтных ситуациях и т. п. Он вынужден остановить деятельность и выйти в рефлексивное ее обдумывание, что является содержанием второго этапа позиционного самоопределения. Рефлексия и анализ деятельности позволяет осознать свои собственные цели и ценности, выйти в отношение к другим системам ценностей.

Обратим внимание, что на этом этапе для осуществления рефлексии субъект должен обладать определенными интеллектуальными способностями, в частности, достаточно развитым абстрактным мышлением, способностью оперировать отвлеченными понятиями, строить гипотезы и делать из них выводы — именно это является новообразованием подросткового возраста.

На третьем этапе позиционного самоопределения субъект принимает решение реализовывать в деятельности свои собственные ценности и цели, выбирает или разрабатывает средства и способы их достижения, строит кооперации с другими деятелями и, главное, берет на себя ответственность за их реализацию. На этом этапе человек впервые становится (и ощущает себя) субъектом своей собственной деятельности.

Обеспечение становления у подростков личностной позиции, безусловно, является частью воспитательной работы школы и находится, в основном, в сфере педагогической деятельности. Однако, очевидно, что и родители могут внести в нее определяющий вклад.

Поддержка личностного самоопределения подростков и педагогами, и родителями может стать ключевым моментом в поиске ребенком своего места в жизни, выстраивании личностной позиции, наиболее полном раскрытии своего потенциала.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0