Прикладной анализ поведения — мощный инструмент обучения и воспитания в руках родителей и педагогов

Одна из важнейших задач, которую ставят перед собой ученые, изучающие человека, — психологи, педагоги, социологи, политики и др., — понять, почему человек делает именно то, что он делает. Проведено множество экспериментов, опубликованы сотни тысяч статей, изданы тонны книг, но к единому мнению прийти так и не удалось.

Часть экспертов считает, что в основе поведения — сознательные убеждения и желания человека. Другие утверждают, что поведением управляют неосознаваемые внутренние импульсы. Третьи уверены, что поведение определяют роли, исполняемые человеком в обществе. Есть и другие мнения. Обратим внимание, что во всех перечисленных точках зрения есть некоторое сходство — все они считают, что управление поведением находится где-то внутри человека. Сегодня это наиболее распространенное представление, которое транслируется в учебниках, которому обучают педагогов, которое объясняется родителям.

Действительно, если спросить у кого-нибудь из родителей, например, почему ребенок не сделал домашнее задание, то мама или папа ответит, что он поленился, или не захотел, или не понял новый материал и так далее. То есть причина «внутри» ребенка — в его желаниях, настроениях, особенностях мышления, способностях и др. К сожалению, такие взгляды на причины поведения не позволяют нам как-то повлиять на него к лучшему. Мы можем только либо уговаривать ребенка перестать лениться, постараться лучше слушать объяснения учителя и др., либо пытаться заставить его, используя наказания. Мамы, папы, педагоги подтвердят, что это не слишком эффективные воспитательные методы. Как же быть?

Сегодня я хочу рассказать о научной дисциплине, которая стоит несколько особняком в группе естественных наук. Она называется «Прикладной анализ поведения» (ПАП или английская аббревиатура АВА — от Applied Behavior Analysis). ПАП изучает поведение живых организмов, в том числе и прежде всего человека, стараясь выявить объективные закономерности поведения и использовать эти знания для решения социально значимых задач.

В ПАП есть свое определение понятия «поведение». Если большинство наук о человеке считают, что поведение — это способ воздействия человека на окружающую среду, то ПАП утверждает, что поведение — это взаимодействие человека со средой. То есть, с точки зрения ПАП, не только человек влияет на окружающую среду, но и окружающая среда практически одновременно влияет на человека. Поэтому ПАП не изучает людей как таковых, не изучает их интеллект или работу мозга, а изучает только то, как разные факторы окружающей человека среды влияют на его поведение.

Оказывается, такой взгляд «снаружи» позволяет увидеть закономерности поведения, которых не видно другим гуманитарным наукам, рассматривающим человека «изнутри». Попробуем разобраться, чем такой взгляд может быть полезен родителям и педагогам.

ПАП рассматривает поведение, как состоящее из трех частей: А-В-С, где, А -антецедент (событие или стимул, с которого начинается поведение); В — собственно само поведение, то, что человек сделал; С — последствия (то, что произошло сразу после поведения). Например, мальчику подарили шарик (это А-антецедент). Он сразу начал шарик надувать (В — поведение). Но надувал так старательно, что шарик лопнул (С — последствие). Или еще один пример. Учитель вызвал ученицу к доске решать задачу (антецедент). Девочка решила задачу правильно (поведение). Учитель похвалил ее и поставил пятерку (последствие).

В ПАП доказано, что антецедент определяет, какое поведение начнется, «запускает» это поведение. Последствия определяют, будет ли поведение повторяться. То есть в нашем первом примере, если бы ребенку не подарили шарик, поведение надувать его не началось бы. Поскольку последствия у поведения получились неприятные, в следующий раз мальчик не станет сам надувать шарики или будет это делать гораздо осторожнее.

Во втором примере поведение ученицы решать задачу на доске «запустил» антецедент — вызов к доске учителем. Последствия оказались приятными, поэтому девочка, вероятнее всего, охотнее будет выходить к доске в будущем.

Важный вывод, касающийся антецедентов. Если антецедент, запускающий какое-то поведение, устранить или даже просто изменить, соответствующее ему поведение не начнется. Например, поведение ребенка играть на уроке со своим пеналом не начнется, если пенала под рукой не будет.

Важный вывод о последствиях. Если повторяющееся поведение перестанет получать свои последствия, то оно постепенно прекратится (угаснет). Правда, перед этим сначала может произойти кратковременная «вспышка» (усиление) этого поведения. Например, если человек, которому мы периодически звоним по телефону, перестанет отвечать на звонки, мы скоро перестанем ему названивать.

Сколько сил приходится тратить родителям, педагогам на борьбу с нежелательным поведением ребенка! Сколько отношений испорчено наказаниями! Не проще ли убрать антецедент, запускающий проблемное поведение? И оно просто не начнется! А если убрать антецедент не получается, то можно обеспечить прекращение последствий, которые обычно получает это поведение, и оно постепенно угаснет.

Специалисты по ПАП внимательно наблюдают за поведением, которое хотят изменить. Для этого составляют его письменное определение. В определении указывают, в каких обстоятельствах происходит поведение — в какое время, в каком месте, в присутствии каких людей, — как оно начинается, как заканчивается и как оно выглядит (что конкретно делает ребенок).

Определение позволяет наблюдать именно за тем поведением, которое интересует (не спутать его с другим), а также обсуждать именно это поведение со всеми заинтересованными лицами — родителями, воспитателями, учителями и др.

Беррес Фредерик Скиннер — основатель анализа поведения — экспериментально доказал, что любое поведение функционально, то есть выполняет какую-то функцию, имеет цель. Все функции поведения можно разделить на две большие группы: 1) получение чего-то; 2) избегание чего-то.

Что люди обычно стараются получить? Как правило, это внимание и одобрение от других людей, доступ к каким-то предметам (вещам, игрушкам) или видам активности (развлечениям, спорту и др.), сенсорное удовлетворение (приятные ощущения).

Чего люди обычно стараются избежать? Боли, лишней траты энергии, осуждения, критики со стороны других людей и др.

Заметим, что поскольку любое поведение ребенка, как и других людей, выполняет какую-то функцию, мы не сможем его просто так остановить. Оно будет стремиться до конца выполнить свою функцию. Даже если мы считаем это поведение нежелательным.

Припомните, как часто мы обращаемся к ребенку с командами: Не бегай! Не прыгай! Не мешай! Прекрати! И т. п. Ребенок, конечно, может остановиться в ответ. Но цель его поведения не будет достигнута, поэтому он, скорее всего продолжит свое поведение, как только мы отвернемся. Либо он придумает и начнет другое поведение, выполняющее ту же функцию, вот только оно может оказаться гораздо хуже, чем то, которое мы остановили.

ПАП предлагает не останавливать нежелательное поведение, а выяснить его функцию и научить ребенка другому, социально приемлемому поведению, выполняющему ту же функцию. Тогда он с большей вероятностью будет проявлять новое поведение, поскольку оно будет создавать меньше проблем с окружающими, но позволять достигать той же цели.

Например, ученик в течение урока работает за партой. К концу урока его мышцы уже вовсю требуют активности. Звенит звонок, он выходит на перемену и бросается бегать по коридору. Учитель беспокоится: как бы не упал или не сшиб бы кого-нибудь. Кричит ученику: «Ну-ка прекрати бегать!» Ученик останавливается. Но мышцы все еще требуют активности. Как только учитель отвернется, он побежит снова. А может быть начнет толкаться с другими учениками или даже затеет драку. Он ведь перестал бегать. Если бы учитель предложил другую, более безопасную активность: приседать, поиграть в спортивном уголке, потанцевать под музыку и т. п. — ученик, скорее всего, согласился бы, и проблема была бы устранена. Но учитель обычно не предлагает…

Итак, еще один вывод: вместо того чтобы останавливать поведение, гораздо эффективнее будет заменить его на другое, выполняющее ту же функцию.

ПАП позволяет довольно эффективно управлять поведением детей.

Если внимательно понаблюдать за нежелательным поведением, отметить время и место каждого его эпизода, присутствующих при этом людей, момент, после которого начинается поведение (антецедент), содержание самого поведения и последствия, очень скоро станет ясно, что можно изменить, чтобы его исправить. Например, для этого бывает достаточно изменить количество или состав присутствующих, антецедент и/или последствия. Кроме того, благодаря полученной в ходе наблюдения информации, станет понятна функция поведения, а значит, мы сможем научить ребенка альтернативному, приемлемому поведению, выполняющему ту же функцию.

Рассмотрим два примера (см. Таблицу)

изображение

Описание примеров в таблице позволяет нам выдвинуть предположение о функциях поведения детей. Так в первом примере Коле удается успешно избежать каши, а во втором примере Дима не менее успешно привлекает внимание учительницы. Можно ли изменить поведение детей?

Из таблицы видно, что поведение Коли не началось бы, если бы мама предложила ему вместо каши что-то другое (изменила антецедент). Кроме того, поведение с большой вероятностью прекратилось бы, если бы мама не выгоняла Колю, а настояла на том, чтобы он все-таки поел каши (изменила последствия). В конце концов, Колю можно было бы научить приемлемому способу отказываться от еды, не сбрасывая ее на пол.

Во втором примере нет возможности отменить антецедент, поскольку решение задач является обязательным на уроке математики. Но научить Диму поднимать руку можно, если первое время эмоционально хвалить его, когда он поднимает руку, и давать возможность ответить. А на выкрики с места перестать обращать внимание. Его потребность во внимании можно удовлетворить, если прямо перед уроком подходить к нему, спрашивать, как у него дела и т. п., то есть заранее предоставлять много внимания.

Конечно, это достаточно простые примеры. Но при некотором навыке можно справляться и с очень сложными формами нежелательного поведения.

Завершая, хочу обратить ваше внимание на то, что изменение взглядов на причины поведения с привычных нам «внутренних» («ребенок сам решает, что и как он хочет делать») на «внешние» («окружающая среда, в том числе обстановка и другие люди, значимо влияет на поведение ребенка»), которое предлагает нам прикладной анализ поведения, позволяет находить новые подходы, методы, приемы для влияния на поведение детей. При этом сохраняются силы и здоровье родителей и педагогов, не разрушаются хорошие отношения между детьми и взрослыми, участвующими в их обучении и воспитании.

В последующих статьях я постараюсь показать на конкретных примерах, как это работает.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0