Профилактика зависимостей у подростков

Одна из важных тем, беспокоящих учителей и родителей подростков, — тема зависимостей. На улице нетрудно заметить курящих ребят подросткового и юношеского возраста, в местах отдыха — выпивающих пиво, иногда алкогольные коктейли. Нередко сами подростки выкладывают в социальных сетях видеозаписи своих развлечений на фоне курения или употребления алкоголя. В средствах массовой информации периодически публикуются материалы криминальной хроники о задержании молодых людей, распространяющих и употребляющих наркотики. Очевидно, все это не может не вызывать беспокойства родителей и педагогов по поводу здоровья и жизненных перспектив взрослеющих детей.

Поговорим о том, как и почему у детей подросткового возраста возникают потребности, связанные с употреблением психоактивных веществ (в первую очередь, табака, алкоголя, наркотиков), и о том, что могут сделать семья и школа для профилактики формирования зависимостей.

В профессиональной медицинской и психологической литературе можно найти указания на большое количество факторов, провоцирующих формирование зависимого поведения. Чаще всего упоминаются факторы, связанные с социализацией и воспитанием ребенка в семье, его личностными особенностями, проблемами в школе, воздействием асоциальной неформальной среды. Рассмотрим их немного подробнее.

Семья — микроклимат и отношения, которые в ней сложились — основная среда социализации и развития ребенка. Поэтому, если во взаимоотношениях членов семьи возникают какие-либо нарушения, это прямо сказывается на особенностях развития и формирования личности ребенка. В семьях внешне благополучных, но использующих в воспитании жесткие требования, наказания, разные формы давления на ребенка, дети часто переживают чувства обиды, раздражения, гнева, но вынуждены это скрывать или иногда вымещать на более слабых сверстниках. К подростковому возрасту у них снижается способность к сочувствию, сопереживанию, формируется неуважение по отношению к родителям, склонность к агрессивному поведению во взаимоотношениях с другими, навык скрытного поведения, обмана (чтобы избежать наказаний за что-либо, что может не понравиться родителям).

В неполных семьях на формирование личности ребенка сильное негативное влияние оказывает развод родителей (даже если ребенку на тот момент было менее 3 лет, и особенно, если развод произошел в его подростковом возрасте), а также эмоциональный дискомфорт, сопровождающий развитие и социализацию. Нередко дети переживают чувство собственной неполноценности, ущербности, зависти, эмоциональные проблемы. К подростковому возрасту у них формируется интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к родителю, которого он считает виновным в разрушении семьи.

Серьезные проблемы возникают у детей и подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях — семьях с частыми конфликтами, скандалами и/или агрессивным поведением взрослых, таких, где родители не обращают внимание на интересы и потребности детей, пьянствуют, употребляют наркотики, совершают правонарушения. У подростков из таких семей нередко формируются психопатические черты характера, снижена эмпатия, они испытывают сложности в выстраивании отношений сотрудничества, эмоциональной близости, привязанности.

Среди стилей воспитания, создающих риск формирования зависимостей у подростков, чаще всего специалисты упоминают:

  • гипопротекцию, проявляющуюся в недостатке внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к делам, волнениям, увлечениям подростка;
  • доминирующую гиперпротекцию, выражающуюся в чрезмерной опеке, мелочном контроле за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью ребенка, которая со временем вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки;
  • потворствующую гиперпротекцию (в крайнем проявлении — воспитание по типу «кумира семьи») состоит в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей, что дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей;
  • эмоциональное отвержение — когда ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее, еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»).
  • противоречивое воспитание — члены семьи (отец, мать, бабушки, дедушки и др.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требования, при этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.

Конечно, не только воспитание в неблагополучной семье или использование разрушительных стилей воспитания может привести к формированию зависимого поведения у подростка. Свой «вклад» могут вносить и личностные особенности, и связанные с возрастом поведенческие стереотипы. В качестве поведенческих стереотипов, реакций, характерных для подросткового возраста и нередко провоцирующих отклоняющееся поведение, известный детский психиатр А. Е. Личко выделил следующие.

Реакция оппозиции — поведенческий ответ подростков на предъявляемые к ним завышенные (объективно или на их взгляд) требования и ограничения, невнимание к их интересам. Фактически, это форма выражения протеста. В зависимости от личностных особенностей подростка протест может проявляться активно — в виде грубости, агрессивности, жестокости, демонстративных попыток самоубийства и т. п., — или пассивно — в виде отказа от еды, прогулов занятий и побегов из дома.

Реакция имитации — подражание определенному лицу, герою книги или фильма (в том числе, иногда асоциальному), или каким-то тиражируемым в социальных сетях образцам поведения. Имитация может быть и отрицательной, когда демонстрируется поведение, противоположное поведению какой-то модели.

Реакция компенсации — восполнение неуспешности в одной области подчеркнутым успехом в другой («не идет» учеба, зато сильный). Может принимать форму реакции гиперкомпенсации — неустойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности (робкий пытается совершать отчаянные поступки).

Реакция эмансипации — стремление освободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться (иногда за счет отрицания общепринятых норм, закона).

Реакция группирования со сверстниками — стремление к объединению в группы с ровесниками для достижения в них и выражения своего авторитета, значимости. Именно в таких группах чаще всего и происходит приобщение к курению, алкоголю, наркотикам.

Реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений, бурно представлены «юношеской гиперсексуальностью» в старшем подростковом возрасте: онанизм, ранняя половая жизнь, петтинг (соприкосновение гениталий вплоть до оргазма).

Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых увлечениях: поп-музыка, стиль одежды, стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые многочасовые разговоры у подъезда), увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница и т. п.); увлечения, связанные с физическим самоутверждением, овладением престижными навыками (водить машину, мотоцикл).

Как пишет А. В. Гоголева (Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003): «Перечисленные реакции лежат в основе и формируют «закон подростковой моды» всех времен: обязательными элементами которой являются:

  1. униформа (одинаковые джинсы, прическа, кольца, браслеты, привычки и т.д.);
  2. язык (вербальный и невербальный);
  3. места дислокации;
  4. ритуалы (приема в группу, особенности проведения досуга, контроль за членами группы и т.д.);
  5. поведение (элементы эпатажности, вызывающие недовольство старшего поколения)»

Автор также указывает на то, что основным мотивом поведения подростков, склонных к зависимым формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадовать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, школа, одноклассники и пр.) становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают все большая зависимость и отторжение от реальной действительности.

Экспертами-учеными был проведен ряд опросов, позволивших выявить, что стало толчком к первому употреблению психоактивных веществ (сигарет, алкоголя, наркотиков) для подростков. Оказалось, что к «первой пробе» вещества приводят:

  • любопытство («О чем это столько говорят?»);
  • эффект «запретного плода» («Что значит «нельзя»?);
  • скука («нечего делать»);
  • влияние «моды» (например, стиля кумира в соцсетях);
  • потому что «круто»;
  • конфликт (в семье, школе, с другом и т.д.);
  • личная трагедия (умер друг, любимая девушка улыбнулась другому и т.п.);
  • «на слабо».

Что же взрослые могут противопоставить факторам, провоцирующим формирование зависимостей у подростков? Существуют разные модели профилактики зависимого поведения, разработанные в системах здравоохранения, образования, социальной помощи. Эти модели включают применение разных мер (законодательных, административных, социальных) и разных программ (медицинских, образовательных, социальной поддержки и др.). Однако опыт системы образования показывает, что вполне успешным и эффективным в плане профилактики может быть обучение детей дома и в образовательных организациях так называемым «жизненно важным навыкам». Речь идет о навыках общения и взаимодействия с другими, самооценки и понимания других, управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, а также поведением в стрессовых ситуациях и конфликтах, навыках принятия и исполнения решений, работы с информацией и творчества.

Дело в том, что именно дефицит этих навыков и приводит к появлению и развитию всевозможных вредных привычек и зависимостей у детей. Например, подростки очень заинтересованы в общении, выстраивании отношений дружбы, симпатии со сверстниками. Однако у них еще совсем небольшой жизненный опыт, часто они (особенно мальчики) не знают, как познакомиться, начать разговор, как его поддерживать, о чем говорить, как закончить разговор, как справляться с эмоциями и так далее. А сигарета решает всё! «Что куришь?», «Где купил?», «Откуда деньги?», «Поделись!», «Дай закурить!» — разговор, а потом и отношения, выстраиваются сами собой. И не надо мучительно придумывать темы для обсуждения. Но, если бы подросток уже умел бы свободно общаться к этому возрасту, нужно ли было бы ему использовать для таких ситуаций сигарету в качестве костыля?

Медики отмечают, что алкоголь — мощный анестетик (обезболивающее средство). Поэтому его употребление нередко начинается как способ облегчить те или иные душевные страдания. Но потребуется ли такое «лекарство» человеку, владеющему собой и умеющему управлять своими эмоциональными состояниями?

Базовые навыки общения и саморегуляции своих состояний маленькие дети получают дома и в детском саду. Школа вполне может организовывать мероприятия, обеспечивающие взаимодействие и совместную деятельность детей между собой, начиная с начальных классов, в гораздо большем объеме, чем это происходит сейчас. Психологи и социальные педагоги во внеурочное время вполне могут вести комплексные тренинги по развитию перечисленных выше жизненно важных навыков для детей, у которых эти навыки развиты недостаточно. Отчасти в некоторых образовательных организациях это и происходит. Однако пока такой деятельности явно не хватает, ее профилактические результаты незначительны.

А между тем, создать программы такой работы школьному психологу не составит труда.  Кроме того, их можно даже не разрабатывать специально – опубликовано довольно много их разных вариантов. Например: Майорова Н, Чепурных Е., Шурухт С. Обучение жизненно-важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/ Под ред. М.П. Майоровой. – СПб.: «Издательство «Образование-Культура», 2002.  Интересной представляется разработка Л.В. Трубицыной (Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. – М.: НАЛТОКС, 1995 г.). Реализация профилактических мер на основе таких программ может стать важной составной частью воспитательной работы школы.

Таким образом, и родители, и педагоги могут значительно снизить риск формирования у подростков зависимостей и других пагубных привычек, обратив серьезное внимание на важность развития у детей основных жизненных навыков, связанных с общением, взаимодействием с другими, умением управлять своими эмоциями и решать постоянно возникающие жизненные задачи.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0