Психологические аспекты эффективного дистанционного урока

В прошлых публикациях я рассказывал о возможностях управления поведением. Мне осталось описать вопросы предупреждения нежелательного поведения и реагирования на проблемное поведение, если оно все-таки началось. Однако обсуждение этих вопросов придется на некоторое время отложить, поскольку начало карантинных мероприятий и переход школьного обучения на дистанционный формат вносят свои коррективы.

Смена учебных форматов — очень непростая задача. Дистанционное обучение значительно отличается от очного по множеству параметров, как для педагогов, так и для учеников. Требуются специальные компетенции. Фактически, педагог дистанционного образования — это отдельная специализация в рамках общей педагогической специальности. Увы, ситуация сложилась так, что осваивать эту специализацию педагогам приходится сходу, без предварительной подготовки и специального обучения. Остается надеяться, что властями ситуация будет внимательно проанализирована, и появятся решения, позволяющие без лишних материальных и эмоциональных потерь устранить возникающие трудности.

Пока же специалисты, имеющие необходимые знания и опыт дистанционного обучения, стараются предложить свою помощь и публикуют свои рекомендации по его организации и наполнению содержанием. Очень полезные подсказки предлагают «Вести образования». Свои предложения публикует учитель и блогер Марина Курвитс. Не отстает и Интернет-издание «Мел».

У меня тоже есть более чем пятилетний опыт ведения дистанционных занятий. Правда, это занятия для взрослых: курсы для родителей детей с аутизмом и курсы для тьюторов, работающих с детьми, имеющими нарушения в развитии. Дистанционные занятия со взрослыми во многом отличаются от дистанционных занятий с детьми. И все же, есть некоторые организационные, педагогические и психологические аспекты, связанные именно с работой в сети Интернет, универсальные для любых категорий участников. Об этих аспектах удаленного обучения я и хотел бы рассказать в этой публикации. При ее подготовке я использовал, конечно, не только свой опыт, но и соображения других специалистов, опубликованные в разных Интернет-изданиях и обычных «бумажных» книгах, в том числе в книге Мэттью Мердока и Трейона Мюллера «Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса» (Мердок М. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса / Мэттью Мердок, Трейон Мюллер — М.: Альпина Паблишер, 2012.), которая в свое время оказалась очень полезной мне самому.

Начну с важного замечания — дистанционное образование при правильной его организации — это совершено полноценное образование, позволяющее успешно ставить и решать все требуемые стандартом педагогические задачи. Кроме того, в виртуальном классе гораздо проще, чем в обычном, осуществлять индивидуальный подход и вовлекать в обучение даже не слишком мотивированных детей. Впрочем, о поддержке мотивации учеников все-таки нужно заботиться специально, а некоторым детям (и вовсе не обязательно только двоечникам!), все-таки потребуется внешнее руководство (присмотр родителей), чтобы заниматься эффективно.

Теперь обсудим более конкретные вещи.

Санитарные правила и нормы не разрешают ученику проводить долгое время за компьютером. Поэтому организовать подряд 6–7 дистанционных уроков по 45 минут точно не получится. Считается, что даже для взрослых общая продолжительность занятий за компьютером не должна превышать 120 минут день. Это включая и лекции, и выполнение упражнений (индивидуально и в группах), и дискуссии, и опросы, и тестирования, и другие формы занятий. Возникает вопрос: раз нельзя заниматься долго, может быть возможно как-то усилить эффективность занятий? Действительно, такая возможность есть.

Практически все эксперты сходятся в том, что информация во время дистанционных занятий (в отличие от очных уроков) должна предоставляться ученикам небольшими, но содержательными «порциями» — «фрагментами знаний». При этом фрагменты должны предоставляться в общей логике, чтобы ребенок мог их связать в одно целостное знание. Так что материал уроков потребуется разбить на такие фрагменты. Мэрдок и Мюллер (см. выше) предлагают делать это с помощью двух несложных методов: резюмирования и разбивки.

Разбивка — это разделение большого объема информации (например, одной темы) на небольшие части — отдельные смысловые блоки. При этом общее количество информации не меняется. Значит, количество занятий станет больше, только они станут более короткими. Хотя разбивка заставляет проводить большее количество занятий и делать это чаще, есть у нее и преимущество: между частями (блоками) информации можно добавить больше иллюстраций, примеров, упражнений, благодаря чему дети лучше понимают изучаемую тему, получают более высокие оценки, что усиливает их учебную мотивацию.

Другой метод формирования фрагментов знаний — резюмирование. Этот метод состоит в том, что в объемной теме выделяется самая суть, самые важные моменты. Преподавание ведется так, чтобы сфокусировать внимание учеников на основных принципах, закономерностях, навыках, которые они должны усвоить. Именно эта информация и предоставляется им небольшими «порциями».

За время дистанционного урока можно успеть изложить до 3–4 основных идей (с примерами), и ученики не успеют соскучиться.

Возможно, вы слышали, что психологи считают нормальным объем внимания равный 7±2 единицы. То есть именно столько единиц информации может одновременно удерживать во внимании средний человек. Например, от 5 до 9 терминов, или имен новых знакомых, или элементов картинки (слайда) и др. Сегодня эту цифру еще можно встретить в популярных изданиях по психологии. Однако были проведены дополнительные исследования, и она была опровергнута. К сожалению, как точно установлено, наше внимание способно удержать в среднем только 4 объекта одновременно (совсем точно — 4±1). У детей, скорее меньше, чем больше. Поэтому планировать изучение более 3–4 понятий (фактов, терминов, идей) на одном уроке бессмысленно, ученики все равно их не удержат и быстро забудут.

Раз уж мы заговорили о внимании, нужно обсудить и факторы, которые могут его во время он-лайн урока отвлечь. Таких факторов, увы, великое множество. Это любые посторонние шумы, мобильные или стационарные телефоны, члены семьи, домашние животные, бытовые приборы, подающие различные сигналы (стиральные и посудомоечные машины, СВЧ-печи, некоторые чайники, кофе-машины и др.). Все это приходится учитывать учителю и продумывать специальные меры для удержания внимания учеников. Например, обеспечивать интерактивность (частое взаимодействие с учениками) и их вовлеченность.

Уже упоминавшиеся Мэрдок М. и Мюллер Т. предлагают 10-ступенчатую схему SOLID (Simple Online-Learning Instructional Design — базовый дизайн программы онлайн-обучения) для подготовки дистанционных занятий (я немного изменил ее с учетом особенностей отечественного школьного образования).

Шаг 1. Определите, какую «очную» тему вы хотите переделать в виртуальную.

Шаг 2. Отметьте, какие материалы исходной темы у вас уже имеются (например, схемы, слайды PowerPoint, учебное пособие, видеоматериалы и др.).

Шаг 3. Выберите, какой из подходов к переработке содержания вам ближе: резюме или разбивка.

Шаг 4. Составьте список инструментов виртуального обучения, доступных с выбранной вами платформы (Что вы планируете использовать? Zoom? MS Teams? Webinar.ru? и т. д.).

Например: чаты, опросы, белая доска, возможность группового обсуждения, выставление оценок, смайлики, общий доступ к экрану и т. д.

Шаг 5. Соотнесите задуманную схему вашего виртуального урока с доступными возможностями платформы, вашим методом изменения содержания и лучшими примерами дизайна обучающих программ.

Шаг 6. Адаптируйте материалы существующего традиционного (очного) курса к нуждам вашего виртуального урока.

Шаг 7. Проанализируйте получившийся опытный образец урока и внесите необходимые изменения.

Шаг 8. Протестируйте урок на пробной аудитории (например, на членах собственной семьи).

Шаг 9. Получите и проанализируйте обратную связь.

Шаг 10. Продолжайте тестирование и получение обратной связи, пока не почувствуете, что ваш урок готов к использованию.

Конечно, ключевым остается вопрос мотивации, вовлечения учеников в учебный процесс. Как их заинтересовать?

Как правило, мотивация связана с двумя аспектами виртуального занятия — окружающей обстановкой и техникой ведения обучения.

Учителю стоит не только учитывать факторы, которые могут отвлечь учеников, но и быть готовым к помехам, которые возникают «на его стороне» связи. Это зависит от того, откуда учитель проводит занятие (из школы, из дома, откуда-то еще). Например, кто-то может невдалеке громко разговаривать по телефону, коллеги, члены семьи или посторонние могут разговаривать между собой, вести свои уроки, громко стучать клавишами клавиатуры, могут звонить другие телефоны, входить и выходить люди, кричать, свистеть, щелкать или лаять домашние питомцы и др.

Чтобы на сколько это возможно предупредить возникающие помехи, можно составить памятку ученикам и себе по подготовке и проведению виртуальных уроков.

Для учеников можно включить в памятку следующие пункты:

  • перед занятием убедитесь, что сеть работает, ваш компьютер (планшет, телефон) исправен, включен и подключен к сети;
  • переведите телефон в вибро-режим, если вы занимаетесь на нем; если вы занимаетесь на компьютере или планшете, выключите телефон и оставьте его в другой комнате или на кухне;
  • на компьютере отключите (закройте) все сторонние программы — особенно почту и социальные сети, — закройте все окна, кроме окна урока, расширьте окно урока на весь экран (это позволяет свести к минимуму отвлекающие факторы);
  • заранее распечатайте материалы, присланные учителем;
  • предупредите членов семьи и друзей, что в это время будете заняты, закройте двери в другие помещения;
  • оденьтесь, как вы обычно одеваетесь в школу (это дисциплинирует и предотвращает недоразумения, когда вдруг надо неожиданно встать и выйти из-за компьютера);
  • приготовьте себе бутылку воды;
  • перед уроком посетите туалетную комнату.

Можно добавить в эту памятку и другие пункты, которые вы сочтете необходимыми.

В памятку себе можно включить большинство пунктов из памятки ученикам и добавить следующие:

  • убедитесь заранее, что компьютер нормально работает и подключен к сети (часто имеет смысл иметь запасной компьютер или хотя бы смартфон, подключенный к уроку в качестве рабочего места ученика — вы будете видеть то же, что и дети, а также сможете быстро восстановить работу, если вдруг что-то неожиданно случится с основным компьютером);
  • позаботьтесь, чтобы у вас была максимально современная связь (как можно надежнее, безопаснее, быстрее, насколько только возможно в ваших условиях);
  • разогрейте голос (проговорите несколько скороговорок) и взбодритесь;
  • держите в доступе чашку с теплым чаем (помогает не потерять голос при продолжительных разговорах).

Специалисты дают еще ряд рекомендаций по организации урока.

Плохо Хорошо  
  • Просто прочесть лекцию
  • Использовать только PowerPoint
  • Импровизировать
  • Разрешить задавать вопросы только в конце
  • Ожидать, что все будет происходить «как обычно»
  • Делать одно и то же каждый раз
  • Полностью положиться на некоего специалиста, который будет управлять платформой
  • Делать одно и то же каждый раз
  • Планировать частый интерактив
  • Использовать различные формы визуальной подачи материала
  • Практиковаться
  • Вовлекать учеников в вербальную коммуникацию (обмен информацией)
  • Адаптировать задания и упражнения под возможности платформы
  • Не давать участникам ничего делать
  • Все время получать обратную связь — слушать, а затем использовать ее
  • Не давать участникам ничего делать
  • Обеспечить учеников раздаточными материалами
  • Знать технические возможности используемой платформы

 

 

На занятиях учителю и ученикам рекомендуется использовать не собственный звук компьютера (планшета, телефона), а компьютерную гарнитуру (наушники + микрофон). Так будут значительно меньше слышны посторонние шумы, и звук будет более чистым.

Чтобы не держать учеников продолжительное время перед экраном компьютера или телефона, рекомендуется использовать короткие задания или упражнения, которые ребята смогут выполнять офлайн. То есть во время он-лайн урока вы можете объяснить ученикам на словах некое задание, подкрепив свое объяснения слайдами презентации. Заранее можно обеспечить учеников соответствующей инструкцией в виде распечатанных или загружаемых материалов.

Затем, опишите им желаемый результат. То есть, прежде чем пустить учеников в свободное плавание, убедитесь, что они понимают, какого результата вы от них ждете и о чем они должны будут вам рассказать по окончании упражнения.

После этого ограничьте время. По возможности не давайте на упражнение в офлайне более пяти минут. Разумеется, у обучаемых должно быть время, необходимое на выполнение задания, но не столько, чтобы они успели отвлечься на другие важные дела.

По истечении времени они должны вернуться к компьютеру и представить отчет о проделанной работе. Каждый должен рассказать о своих результатах. Иначе в следующий раз они вообще ничего не станут делать, а потратят время на чтение электронной почты и другие посторонние занятия.

Инженеры отмечают, что вполне может возникнуть ситуация, которую вы не сможете контролировать: «рухнет» сеть, отключится электричество, сгорит компьютер, объявят пожарную тревогу и т. д. Невозможно предвидеть все на свете. И все же, на такие случаи рекомендуется иметь запасной план. Например:

  • как уже говорилось, можно воспользоваться запасным ноутбуком или смартфоном, работающими от встроенного аккумулятора (его нужно не забыть заранее зарядить);
  • занятие можно перенести на другое время или на следующий день;
  • можно оперативно записать урок, пользуясь камерой и микрофоном компьютера, и разослать ученикам ссылку на него;
  • в конце концов, можно заранее подготовить pdf-версию своего урока и других материалов (презентацию можно сохранить в формате pdf), разослать ее ученикам в случае срыва урока по техническим причинам, а на следующем уроке устроить телеконференцию по обсуждению этих материалов.

Итак, я постарался осветить разные вопросы, которые возникают у учителей при переходе на дистанционный формат обучения. Конечно, в одной публикации трудно охватить все даже наиболее важные моменты. Однако я старался говорить преимущественно о том, о чем мало говорят авторы других публикаций. Надеюсь, представленный материал будет вам полезен.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 1

  • фото
    Юлия Залега 05.04.2020

    Спасибо. Ваша статья помогла многие моменты разложить по полочкам )