Психологические аспекты сохранения здоровья школьников

В соответствии с современными взглядами, обобщенной характеристикой роста и развития ребенка является состояние его здоровья. Очевидно, состояние здоровья во многом определяется условиями жизни ребенка. При этом под условиями жизни, на мой взгляд, следует понимать как внутренние условия: от генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям до индивидуальных психофизиологических особенностей; так и внешние: от условий воспитания в семье до техногенных катастроф, которые наносят серьезный ущерб физическому и психическому здоровью детей.

Специалисты считают, что 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортной организацией образовательной среды.

Каким же образом образовательная среда влияет на состояние здоровья школьников?

Прежде всего, необходимо уточнить само понятие. К сожалению, в ряде опубликованных психолого-педагогических работ понятие «образовательная среда» смешивается с другими родственными понятиями, чаще всего с понятиями «образовательный процесс» и «образовательная ситуация». Наиболее удачным мне представляется обобщенное определение, предложенное Ириной Александровной Баевой: образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение.

Образовательная среда — сложное, многофакторное явление. Можно говорить о целом ряде ее составляющих: предметной, природной, психологической, социальной, культурной, информационной, духовной и других. При этом более изучено влияние на здоровье школьников природной и предметной составляющих образовательной среды, несколько меньше — влияние психологической, социальной и информационной составляющих. Результаты соответствующих исследований стали основой для целого ряда санитарных норм и правил, которые сегодня применяются в образовании. В то же время и здесь есть существенные пробелы. Например, изучено влияние цвета на зрение детей и восприятие ими информации, а вот исследования влияния света, цвета, формы, других зрительных характеристик объектов на эмоциональную сферу ребенка, прежде всего на его настроение, готовность к восприятию учебного материала, в нашей стране только начинают проводиться. Также неплохо изучено влияние шума, в основном негативное, и в то же время мало изучено влияние музыки и отдельных ее параметров — ритма, темпа, тональности и т. д.

Есть интересные исследования относительно влияния интерьера помещения на психологические состояния взрослых; влияния формы одежды; исследования, посвященные психологическому влиянию режима работы опять-таки на взрослых работников. Согласно этим исследованиям, в частности, формальное увеличение продолжительности рабочего времени (например, переход с пятидневной рабочей недели на шестидневную) влечет за собой сокращение реального рабочего времени персонала и его производительности труда.

Вообще, есть много интересных и полезных исследований, результаты которых пока остаются не проверенными и невостребованными в системе образования.

Ну и конечно, значительный потенциал всей нашей системы образования в плане сохранения и укрепления здоровья детей кроется в культурной и духовной составляющих образовательной среды. Развивая эти составляющие можно говорить не только об укреплении соматического и психического здоровья школьников, но и об укреплении их нравственного и духовного здоровья. Здесь уместно привести слова академика Д. Е. Мелехова, он говорил: «Истинная духовная жизнь противоположна всякой болезни». Но ведь насколько сложно организовать вот эту возможность жить духовной жизнью, то есть жить ценностями истины, красоты, добра, справедливости, любви. Они, может быть, несколько высокопарно звучат, но они и должны так звучать, поскольку это ведь высшие духовные ценности!

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить и проранжировать по значимости и силе влияния те школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей (Данные опубликованы в книге Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004).

К числу школьных факторов риска относятся

1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий), состоящая прежде всего в создании жесткой агрессивной по отношению к ребенку среды, в которой нередки конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, в которых страдающей стороной всегда оказывается ребенок. По данным исследователей, на обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. Так что постоянный страх очередного унижения, упреков в несостоятельности — еще один источник стресса.

2. Интенсификация учебного процесса, под которой подразумевается как увеличение количества учебных часов (уроков, факультативов и т. п.), так и ограничение времени в процессе деятельности. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и технологией и методикой обучения. Например, в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Другой аналогичный пример — сокращение времени изучения какой-либо темы при сохранении объема содержания, которое учащиеся должны усвоить.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Ярким примером такого несоответствия может служить использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений.

4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы). В качестве примеров можно привести сокращение перемен в некоторых школах, отсутствие часа активного отдыха после третьего урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день и т. п. Характерная для современной школы нерациональная организация урока — это урок, в течение которого 4–5 раз изменяется вид деятельности ребенка (что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода оптимальной работоспособности).

5. Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья. Педагог может блестяще знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Это не вина учителя, но система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.

Как видим, большинство из выявленных учеными рисков имеют не медицинский, а педагогический и психологический характер. Действительно, спросим себя: почему люди болеют? Обычно напрашиваются стандартные ответы типа: потому что простужаются, или потому что получают травмы, или потому что имеют слабое здоровье от рождения, или потому что неправильно питаются, и тому подобные. Конечно, это так, однако если проанализировать факты подробнее, окажется следующее. Человек оделся не по погоде — слишком легко — и простудился. Человек не подумал о правилах техники безопасности и получил травму. Человек, зная о своем слабом здоровье, не подумал о закаливании, занятиях спортом и заболел. Человек ел много сладкой и жирной пищи, в результате у него развилось сердечно-сосудистое заболевание. Иными словами, в большинстве случаев, наше здоровье/нездоровье прямо связано с нашим собственным поведением. Но как научиться самим и научить наших детей поведению, ведущему к здоровью, а не к болезням? Как создать в школе такую среду, которая бы стимулировала, провоцировала здоровое поведение и препятствовала нездоровому? Вопросы эти не так просты, как может показаться на первый взгляд. Действительно, за рубежом уже много лет существуют целые направления науки и практики, которые называются «поведенческая медицина» и «прикладной анализ поведения», и изучают возможности формирования у детей и взрослых навыков «правильного», здорового поведения. Впрочем, вряд ли можно сказать, что там добились больших успехов на этом пути. То есть проблема, как видим, действительно сложная.

Сегодня как среди отечественных ученых, так и среди педагогов существует искренняя заинтересованность в создании в школах комфортных и здоровых условий образовательной среды для обучения и воспитания наших детей. Однако реальная практическая оздоровительная деятельность пока все же опирается преимущественно на медицинские подходы. Хотелось бы, чтобы внимание в этой работе обращалось не только на изучение и преобразование предметной и природной среды, на сохранение и укрепление соматического здоровья школьников, но также и на воспитание сохраняющей здоровье культуры поведения, развитие нравственного и духовного здоровья.

М. М. Безруких предлагает использовать комплексный показатель психологической адаптации ребенка к обучению, который косвенно характеризует психофизиологическое состояние ребенка, и ухудшение которого может расцениваться как один из предвестников нарушения здоровья. Учитываются:

  • уровень познавательной активности;
  • уровень мотивации учебной деятельности;
  • устойчивость эмоциональной сферы;
  • уровень тревожности;
  • сформированность навыков общения.

Оценить уровень психологической адаптации в целом можно с помощью приводимой ниже карты наблюдения за поведением ребенка в школе (она подходит для учащихся со 2 по 11 класс). Заполняет ее учитель.

изображение

Анализ карты наблюдений за поведением ребенка в школе (проводится педагогом, психологом).

В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При суммарном балле до 7 — состояние ребенка не вызывает тревоги, при суммарном балле от 7 до 14 — следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 — необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0