Психологические правила хорошего отдыха

Закончился учебный год. Как и любой другой, для школьников он был наполнен стрессами, информационным шумом, периодическими интеллектуальными, эмоциональными и физическими перегрузками. Психологические ресурсы истощились. Самое время отдохнуть! Отложить учебники и тетради, снять с себя ответственность, наконец, просто выспаться.

Впрочем, отдохнуть, вовсе не значит — ничего не делать. Восстановление психологических ресурсов процесс важный и не хаотичный, нуждающийся в грамотной организации и планировании. Он не должен превратиться в бесконечное сидение перед монитором компьютера или экраном телевизора. Наполнение каникул переписками в чатах и социальных сетях, компьютерными играми, просмотром видеороликов известных и неизвестных блогеров вряд ли можно назвать полноценным отдыхом. Хотя и совсем отказываться от «цифровых развлечений», пожалуй, было бы неправильно. В общем, как это ни банально звучит — отдыхать тоже нужно уметь! Поэтому под «хорошим отдыхом» будем понимать любую деятельность или бездеятельность, позволяющую ребенку восстановить силы

Как такую деятельность планировать?

Есть несколько общих замечаний на этот счет:

— Психологи считают, что в течение учебного года, преимущественно, задействуется левое полушарие головного мозга ребенка, ответственное за речь и язык, вычисления и логику, письмо и анализ содержания текстов. Значит, во время отдыха его стоит «разгрузить». При этом, большую часть времени можно задействовать правое полушарие, отвечающее за эмоции, восприятие музыки и живописи, танцы и фитнесс, вообще, любую деятельность, связанную с движением и творчеством.

— К планированию совместного отдыха всей семьи и отдельного отдыха ребенка не забудьте привлечь самого ребенка. Напишите вместе список того, что мечтали сделать весь год, но не успевали. Доверьте сыну или дочери составить календарь событий, посещения мероприятий и встреч, а затем напоминать об их приближении.

— Включайте в планы не только активный, но и пассивный отдых (расслабление, кино, цирк и другие зрелища). Позвольте расслабиться и себе, станьте примером для своего ребенка.

— Попробуйте новые для вашей семьи виды отдыха и снятия напряжения: новые формы творчества, движение, прогулки, фитнес, походы в новые места, перестановку дома, изменение интерьера, новые блюда, семейные настольные игры и традиции. Помните, что дети ждут от летних каникул новых впечатлений, открытий, приключений и новых друзей.

— Планируя отдых, старайтесь учитывать необходимость соблюдения режима дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 8–10 часов. Ложиться спать лучше в 22.00.

— Постарайтесь не сводить летний отдых к какому-то одному приоритетному мероприятию — поездке на море, в горы, в оздоровительный лагерь, в деревню или на дачу. При правильном планировании времени может хватить на все или почти на все. Главное, чтобы ребенок в течение летних месяцев использовал возможность побыть ближе к природе, позаниматься простыми, но ресурсными делами — свежий воздух, чистая вода, купание, простая и полезная еда, хождение босиком по траве, совместные игры и традиции (поход на велосипедах, чай на природе, турнир по бадминтону) общение с домашними животными. Все виды деятельности, где не надо думать, а больше чувствовать, воспринимать, двигаться. Смена обстановки — самый лучший отдых, который подарит новые впечатления.

— Учтите, что дети вплоть до юношеского возраста, как правило, не умеют сами придумать и организовать себе отдых. Им проще просидеть все лето за компьютером или перед телевизором. Поэтому родителям придется проявить активность как в планировании, так и в демонстрации собственного примера «правильного» отдыха. Особенно, если большую часть каникул ребенок проводит в городе. Придется найти время в выходные для выездов из дома и более или менее активных развлечений на природе (от рыбалки до волейбола). Вообще, наиболее удачным подходом со стороны родителей будет не подталкивание ребенка к тому, чтобы он сам придумывал себе какие-то занятия, а соблюдение принципа из двух шагов: 1) организуем отдых себе (по возможности, советуясь с ребенком); 2) подключаем к нему ребенка (прежде всего, демонстрируя свой пример).

— Если ребенок еще маленький (дошкольник) при планировании совместного отдыха нужно учесть, что большие скопления людей, сильные эмоции, много новых впечатлений, всевозможные дорогие развлечения, игровые комнаты, сложные игрушки — это источники серьезного стресса, и их надо постараться исключить. Удачной заменой будут время с семьей, природа, общение с животными, творчество.

Педагог-психолог Т. А. Герман подобрала целую серию рекомендаций по организации летнего отдыха детей и подростков, проводящих каникулы в городе. Хочу поделиться с вами некоторыми из них.

1. Помогите ребенку до каникул составить летний распорядок дня и попробуйте несколько выходных прожить по этому распорядку.

2. Продумайте вместе с ребенком тему для каждой недели отдыха и составьте свой тематический календарь каникул, это поможет сделать отдых интересным, познавательным и организованным.

3. Планируйте летние каникулы так, чтобы было место для веселых развлечений, физического домашнего труда, поездок и походов, познавательных экскурсий, интеллектуальных занятий, общения с друзьями, ведь часто дети проводят много времени за компьютером и просмотром телевизора только потому, что им не предлагают другой интересной альтернативы.

4. Важно! Друг вашего ребенка — отличная возможность увидеть, какие его потребности не реализуются в общении с Вами. Какими бы странными и экзотическими они Вам ни казались, они ему зачем-то нужны, поэтому не стоит их резко критиковать. Эффект может быть обратным.

5. Используйте каникулы для того, чтобы Ваш ребенок приобрел полезные житейские навыки (ремонт автомобиля, благоустройство жилья и другие занятия).

6. Посетите всей семьей выставки, музеи, спектакли, на которые не было времени, когда ребёнок учился.

7. На время летних каникул запишите ребёнка в какую-нибудь секцию, например, в бассейн, конный клуб, туристический клуб.

8. Пока вы находитесь на работе, давайте ребёнку посильные интересные задания, так у ребенка не будет ощущения бесцельно проведенного времени.

Помните, что успешность работы в видах деятельности, не связанных с учебой, может стать важнейшим средством профилактики неуверенности, тревожности, заниженной самооценки.

9. Приобщайте ребенка к чтению:

  • как правило, читать любят дети читающих родителей, поэтому читайте вместе, делитесь с ребенком мнением о прочитанном;
  • наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребенка отношение к чтению как к удовольствию;
  • на видном месте дома повесьте список, в котором будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок);
  • собирайте книги по темам, которые интересны ребенку и пусть он тоже выбирает себе книги и журналы;
  • по очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории;
  • поощряйте чтение ребенка вслух, чтобы развить навык и уверенность в себе.

Одна из самых популярных форм отдыха у детей и родителей — отдых в летнем лагере. Решение всех организационных и содержательных вопросов берут на себя специалисты, и часто им действительно удается создать все условия для укрепления здоровья, удовлетворения интересов и творческих потребностей детей.

Сегодня существует довольно много разных форм, видов и типов детских лагерей. Есть возможность выбрать тот, который наилучшим образом подойдет вашему ребенку. Чтобы не запутаться в перечислении особенностей разных организаций, приведу описание по их официальной классификации:

Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купания, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направленно на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Профильные лагеря. В них устраивают массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Несмотря на создаваемые в лагере условия и наличие, как правило, психологического сопровождения, все же предложу родителям несколько психологических правил для обеспечения хорошего отдыха ребенку.

— Прежде чем приобретать путевку, почитайте в Интернете отзывы об организации. Если есть знакомые, чьи дети уже бывали в этом лагере, узнайте их впечатления. Зайдите на сайт, посмотрите официальную информацию. Если остаются какие-то вопросы по распорядку дня, питанию или каким-то другим сторонам организации отдыха, свяжитесь с администрацией и получите полную информацию.

— Посоветуйтесь с ребенком. Не стоит отправлять его в лагерь насильно. Если он отказывается ехать, возможно, он не уверен в своих силах и испытывает трудности в общении с другими детьми. Изоляция среди сверстников, конфликты, обиды — испортят любой отдых, а заодно и отношение к родителям. Трудности в общении можно будет устранить в течение года, работая с психологом в школе или в психологическом центре. Тогда следующим летом уже ничто не помешает получить удовольствие от весело проведенного времени с ровесниками.

— Убедитесь, что ребенок может позаботиться о себе в бытовом плане (справиться с чемоданом, одеждой и обувью, необходимостью что-то купить и др.), а также в плане соблюдения правил гигиены. Проверьте, есть ли в телефоне ребенка контакты обоих родителей, возможно, старшего брата или сестры, бабушки, дедушки. У него должна быть возможность в любое время связаться с кем-то из близких, даже если вы в это время окажетесь не доступны.

— Перед отъездом напомните ребенку о правилах поведения на воде, в лесу, на экскурсиях и т. д.

— Не стоит давать ребенку с собой много денег — они будут потрачены в ближайшее время и отнюдь не на здоровое питание.

— Во всех лагерях в режиме дня предусмотрено время для звонков родителям. Договоритесь, что сын или дочь будут регулярно звонить вам. Если почувствуете в разговоре, что ребенка что-то тревожит, имеет смысл выйти на взрослых (вожатого, администрацию) и решить проблему.

— Не пренебрегайте родительскими днями. Для ребенка это очень важно. Вспомните, как лились градом крокодиловы слезы у вас, когда ко всем приезжали родители, а вы стояли в одиночестве.

Вообще, лагерь можно рассматривать как серьезное дополнение или даже альтернативу другим видам отдыха. Лагерь не позволяет ребенку полностью отключиться от необходимости следовать определенному режиму дня, участвовать в занятиях, требующих интеллектуального, эмоционального и физического напряжения, хотя и проводимых в гораздо меньших объемах, гораздо более занимательных, веселых и игровых формах, чем школьные занятия. То есть школьные привычки соблюдения режима и изучения наук гарантированно не «выветрятся» за лето, как это случается с детьми, отдыхающими дома, у бабушки в деревне или на море. Также не будет ухода «в телевизор», в виртуальную реальность или в полукриминальные приключения от скуки, которая может возникать в случае домашнего отдыха. Кроме того, в лагере ребенок может получить навыки творчества или заняться любимым видом спорта или искусства.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0