Психолого-педагогические особенности организации современного урока

Итак, сегодня вряд ли в педагогическом сообществе кто-то возьмется оспаривать тезис о том, что урок — это совместная, целеустремленная деятельность коллектива учеников по приобретению компетенций под руководством учителя. Еще раз обращу внимание — деятельность именно и в первую очередь учеников. Знания и компетенции ученика прямо зависят от характера его деятельности на уроке и дома. Без деятельности нет знаний!

Таким образом, результативность обучения зависит не столько от того, насколько учитель дал блестящий урок, сколько от того, в какую деятельность и как был вовлечен ученик. Целый ряд отечественных и зарубежных психологических теорий, имеющих мало общего между собой, все же сходятся в одном: психическая («внутренняя») и внешняя деятельность практически едины, связаны неразрывно, причем, сознание человека, его личность, не только проявляются, но и формируются в процессе его внешней деятельности.

Известный философ А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность — средство и одновременно результат образования». Как говорится, точнее не скажешь!

Есть и еще один важный момент, в котором сходятся разные психологические и педагогические теории: способности человека не определяются однозначно наследственностью. Можно сказать, что человек рождается не с теми или иными способностями, а лишь со способностью к формированию этих способностей. Формируются же они практической деятельностью в мире предметов и явлений.

Как организовать деятельность учеников на уроке так, чтобы в нее оказались вовлечены все ученики, независимо от уровня имеющихся у них на данный момент знаний и навыков?

Прежде всего, на этапе планирования урока нелишним будет поставить себя на место ученика и представить, что он будет делать в ходе всего урока, будет ли ему интересно на всех этапах урока и за счет чего этот интерес будет достигнут.

Педагоги-новаторы, давно предложили несколько своих идей, проработанных до уровня конкретных технологий, позволяющих сделать урок интереснее, а значит, и продуктивнее. Например, одной из таких наработок стало так называемое «событийное погружение», при котором контекстом обучения на какое-то время становится некое «событие». Скажем, объявляется, что на территории нашей страны потерпел крушение инопланетный космический корабль. Инопланетяне уцелели. Необходимо установить контакт с ними, обеспечить им условия, необходимые для выживания, помочь вернуться на свою планету.

В течение определенного времени ребята на уроках физики и математики рассчитывают возможные последствия катастрофы на земную жизнь (эффект взрывной волны, радиация, световая вспышка, растекание горючего и т. д.), возможности для восстановления космического корабля и возврата его домой. На уроках биологии и географии — влияние нашей биосферы и геосферы на инопланетян, возможности поиска или создания для них места с подходящими условиями для жизни. На уроках литературы, МХК — способы познакомить пришельцев с особенностями нашей и мировой культуры. На уроках русского и иностранных языков — изучают лингвистическую структуру языков, возможности организации общения с незнакомой системой коммуникации и др.

При подобном «погружении» детей в ситуацию вполне реальным становится найти подходящую деятельность и для слабых учеников и даже для учеников с ОВЗ. При этом, практически всегда получается увязать изучение предусмотренных образовательной программой тем с придуманным событием. Впрочем, это только один из возможных примеров усилить интерес детей к учебе. Ведь усилить мотивацию учеников могут и интересная демонстрация, и эмоциональный рассказ об историческом событии, образе и др.

Приоритетом работы с учениками педагоги часто выбирают развитие мышления. В этом случае нужно учитывать закономерности развития мышления. Это означает, что наиболее эффективными заданиями для ребят будут те, которые находятся в «зоне их ближайшего развития». То есть такие, которые ученики еще не могут выполнить сами, но могут с небольшой помощью учителя.

Кроме того, нужно учитывать, что развитие мышления предполагает в процессе обучения переход к новому способу действия. Значит, на уроке требуется не только и не столько давать задания на воспроизведение учеником знаний, но и на их самостоятельный поиск в нестандартных ситуациях.

Отдельно не могу не сказать о развитии памяти. Сейчас в соцсетях нередко не только от родителей, но даже и от некоторых специалистов можно услышать вопрос: зачем заставлять ребенка учить стихи, какие-то формулы, даты, правила? Ведь всю эту информацию можно легко найти в Интернете. Следом раздаются предложения: давайте прекратим мучить детей требованиями запоминать ненужные знания!

Действительно, материал для запоминания нужно тщательно подбирать, а учеников мотивировать. При этом отказываться от целенаправленного развития памяти нельзя ни в коем случае! Дело в том, что знания, хранящиеся в долговременной памяти, выступают необходимым условием развития мышления. Мышление может развиваться только на определенном, весьма высоком уровне памяти. Оперативная память, которая задействуется при использовании информации из учебников, справочников, сети Интернет, имеет очень маленький объем и недостаточна для полноценного развития мышления. Собственно, наблюдаемое сегодня клиповое мышление подрастающего поколения как раз демонстрирует последствия игнорирования систематического развития долговременной памяти.

Для правильной организации деятельности детей на уроке, учителю нужно знать основные компоненты процесса бучения. К ним обычно относят: 1) наблюдение (явлений, предметов), восприятие информации; 2) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации, полученной в процессе наблюдения и восприятия и выход за пределы этой информации), 3) запоминание; 4) применение, 5) оценка правильности действий, обобщений, экстраполяций. Все эти компоненты нужно учитывать при подготовке к уроку. Их можно успешно использовать, если четко представлять общую цель обучения, цель и подцели конкретного урока, сформулировать дидактические задачи, вбирающие в себя перечисленные компоненты обучения.

Конечно, в выигрыше всегда оказывается учитель, который находит время, чтобы целенаправленно обучать своих учеников навыкам планирования своей работы, ее организации, самоконтроля и коррекции. Если ученик может сам спланировать свою предстоящую деятельность на уроке, организовать ее выполнение своими силами, и самоконтроль по ходу ее осуществляя, учителю останется только координировать деятельность учеников и корректировать отклонения от общего плана урока.

Каждый человек (в том числе и ребенок) живет скорее настоящим, чем будущим. Поэтому задача учителя так активизировать учение на уроке, чтобы ученику сегодня, сейчас было интересно, чтобы ему сейчас хотелось работать и у него не было другого выбора, кроме активной работы на уроке. Для этого нужно учитывать мотивы ученика. Психологи делят эти мотивы на две большие группы:

1. Мотивы, явно связанные с особенностями конкретного ученика, с его конкретным отношением и восприятием процесса учения:

  • разнообразные цели учения (получение знаний и умений для чего-то, любознательность, осознанное расширение кругозора, культуры, поступления в вуз, обрадовать близких, выделиться, стать лучшим и др.);
  • результаты учения (награда, успех, удовольствие, одобрение другими, престиж и др.);
  • процесс учения (познавательный интерес, радость узнавания нового, возможность преодоления затруднения, самовыражение, радость от общения с другими при групповой работе и др.).

2. Мотивы, связанные с другими особенностями учения:

  • авторитет конкретных лиц, стремление походить на них, заслужить их одобрение (например, личность учителя, личности исторических деятелей, героев, современных публичных лиц и др.);
  • стимулирующее воздействие применяемых учителем методов обучения, собственно содержания материала (занимательность могут обеспечить новизна, необычность, странность, противоречивость прежним представлениям, неожиданность и т. п.).

Вместе с тем важно, чтобы занимательность не превратилась в развлечение. Нужно планировать заранее: где, как, в какое время и с какой целью будут привлечены средства занимательности, какую цель урока они помогут достичь. То есть мотивация нужна не только в начале, но и на разных этапах всего урока.

Эффективность урока тесно связана с его структурой. Как вы знаете, структура представляет собой сочетание различных элементов урока: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) обобщение и систематизация знаний, 5) домашнее задание. В отечественной педагогике считается, что мастерство учителя заключается в том, чтобы найти оптимальные варианты взаимодействия между всеми перечисленными элементами.

Элементы урока можно использовать при разных формах его организации: индивидуальной, фронтальной и групповой.

Индивидуальная форма организации урока состоит в самостоятельной учебной деятельности учеников по выполнению специально для них подобранного задания, с учетом их учебных возможностей. Индивидуальную работу можно организовать на разных этапах урока, используя заранее подготовленные карточки-задания.

Фронтальной формой организации учебной работы можно назвать такую, при которой ученики выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты обсуждаются всем классом, сравниваются и обобщаются. Кстати, именно при фронтальной работе можно наиболее успешно учить ребят аргументированно рассуждать. Правда, при такой форме организации бывает сложно обеспечить активную включенность каждого ученика. Поэтому она более эффективна при изучении нового материала и его закреплении. А вот применение полученных знаний лучше организовать в индивидуальной форме.

Групповая форма организации обучения существенно отличается от фронтальной. Она активно используется за рубежом, но, к сожалению, пока очень редко применяется на уроках педагогами в нашей стране. Главные признаки групповой формы урока:

  • класс разбивается на несколько групп для решения конкретный учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера или учителя;
  • задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого участника группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого участника группы.

Отдельно нужно сказать и о методах обучения. К ним предъявляется ряд обязательных требований, они:

  • определяются целью урока;
  • способствуют активности учеников во время урока;
  • обеспечивают глубокое понимание изучаемого материала;
  • предупреждают возможные перегрузки за счет правильного их отбора и сочетаний в конкретных ситуациях.

Д. О. Лордкипанидзе предложил следующую классификацию методов обучения.

По источникам знаний:

1) словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, лекция);

2) наглядные методы (наблюдения, демонстрации, экскурсии);

3) практические методы (разнообразные упражнения, практические и лабораторные работы.

По дидактическим задачам:

1) приобретения знаний;

2) формирования умений и навыков;

3) применения знаний;

4) творческой деятельности;

5) контроля.

Выбор определенной структуры урока и формы его организации в соответствии с поставленной целью и намеченными к решению задачами, применение разнообразных методов обучения, с учетом мотивации и возможностей учеников позволит сделать урок интересным, неутомительным для педагога и детей и по-настоящему эффективным

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0