Работа в группах на уроке — бесполезная игра или эффективный способ обучения?

По работе иногда посещаю уроки в школах. Обычно это происходит, когда нужно понаблюдать за поведением учеников. Хотя обсуждение работы учителя не входит в мои задачи, иногда все-таки спрашиваю: «А почему Вы не стали использовать групповые формы работы сегодня?». В ответ, как правило, встречаю удивленный взгляд педагога: «Как не стала использовать? Я же большую часть урока с группой (классом) и работала».
Действительно, школьный класс — это группа детей. И в этой группе происходят очень интересные и важные психологические процессы, которые могут серьезно влиять на результаты работы учителя как в положительную, так и в отрицательную сторону. В одной из ближайших публикаций я напишу об этом подробнее.
Но спрашивал учителя я о другом. Основными форматами образовательного процесса сегодня являются индивидуальный, когда учитель взаимодействует с одним из учеников, и фронтальный, когда происходит взаимодействие со всем классом. В общем-то, так и было задумано при создании классно-урочной системы. Дети сидят «линиями» в ряд, по двое, плечом к плечу, или иногда по одному. Такая рассадка способствует сосредоточению внимания на доске и на учителе, создает неудобства при попытках учеников разговаривать между собой. Однако одновременно, такое расположение детей снижает возможности по вовлечению их в образовательный процесс, настраивает на пассивное восприятие информации, значительно повышает требования к здоровью учителя — именно на его психологических и физических ресурсах строится вся учебная работа на уроке.

Но ведь и у детей есть свои психологические ресурсы! Учеными — психологами, педагогами — проведено множество исследований, показывающих и доказывающих, что чем активнее ученик участвует в образовательном процессе, чем сильнее он вовлечен, чем больше задействован его психологический потенциал — восприятие, внимание, мышление, воображение и др., — тем лучшим будет образовательный результат. Как этот потенциал «включить»? Использовать формат работы учеников в группах! То есть периодически делить всех учеников класса на несколько групп и давать этим группам задания (ставить перед ними задачи), которые они должны решить вместе. Так и учитель сможет экономнее расходовать свои силы.
Перечислю основные преимущества такого формата, на которые указывают специалисты (например, педагог Нина Джексон, которая в свою очередь, ссылается на ряд исследований — Н.Джексон Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии / Н. Джексон — «Альпина Диджитал», 2015).

  • Учеба в группе более динамична, продуктивна и увлекательна.
  • Работая с другими детьми, учащиеся слушают, набираются идей и видят, как рассуждают и решают задачи люди с другой точкой зрения.
  • В группе дети берутся за задания, которые бы они никогда не выполнили в одиночку, а полученные при этом навыки и знания используют в дальнейшем для решения более сложных задач.
  • В ситуации ограниченного времени группа совместными усилиями быстрее проникнет в суть задания, чем одинокий мыслитель — решатель задач.
  • В группах дети учатся друг у друга — не только наукам, но и общению, сочувствию и принципам командной работы.
  • Отвечать, задавать вопросы и представлять результаты групповой работы — сами по
    себе серьезные навыки, а детям еще нужно выбрать главное из того, что они придумали.
  • При групповой работе учащиеся вырабатывают навыки общего характера: они учатся организовывать, делегировать, успешно общаться вербально и невербально, сотрудничать, руководить, подчиняться и сплачиваться. Эти полезные умения пригодятся им в течение всей школьной жизни.
  • Групповое обучение — игра, в которой дети учатся делиться, заботиться о других и постоянно открывать новое. Это уникальная возможность дать им то, что удовлетворит их тягу к любопытству, трепету и изумлению. Когда ребенка что-то поражает, он это моментально схватывает — и не отлепишь, будто суперклеем намазано. Невероятно. Вот почему так важно всю жизнь играть!
  • Работая в группах, дети обмениваются не только мыслями, но и чертами характера.

На этапе подготовки к уроку, на котором планируется использовать групповые формы обучения, потребуется провести некоторую предварительную работу (как, впрочем, и при подготовке к любому уроку). Педагогу нужно будет подобрать задания и задачи, соответствующие познавательным возможностям разных групп учеников, наметить цели предстоящей групповой работы, определить этап урока, на котором ребята будут работать в группах, уточнить объем, состав знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения группового задания.
Важно, чтобы отобранный для урока учебный материал не был ни слишком легким, ни слишком трудным для выполнения. В то же время задание (задача), которое будет предложено для групповой работы, должно быть достаточно сложным, содержать в себе противоречие (проблемную ситуацию), предполагать различное понимание его сути, допускать различные варианты решения, чтобы стать действительно интересным для учеников. Кроме того, задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на подзадачи, подпункты, выполнение которых будет поручено членам группы, — т. е. выполнить задание можно будет только коллективно.

Каким может быть состав создаваемых на уроке временных групп? Исследователи предлагают на этот счет ряд соображений.
Оптимальной можно считать численность группы от 2 до 7 человек. То есть, работа может вестись в парах, тройках и т. д. Если организовать группы с большей численностью участников, то в них постепенно все равно выделятся более мелкие подгруппы. Кроме того, в более крупных группах снижается активность (а значит, и вклад в общую деятельность) слабых, неуверенных в себе, застенчивых учеников.
При организации парной работы, нужно учитывать несколько моментов. При объединении в пару двух «сильных» учеников есть большая вероятность возникновения между ними соперничества, что значимо снизит результативность общего дела и может привести к конфликту.
Если в паре будут работать «сильный» и «слабый» ученик, педагогу нужно контролировать, чтобы отношения между детьми в группе не выстроились по типу «руководство-подчинение», где «слабый» ученик будет выполнять небольшую и несложную часть работы под присмотром более «сильного» партнера. При равноправном сотрудничестве сочетание «сильный-слабый» может оказаться очень полезным для обоих, особенно для слабого ученика.
Объединение в пару двух «слабых» детей можно считать наименее удачным. Дело не только в том, что им может не хватить знаний для выполнения поставленной задачи, но и в том, что у них уже есть предварительное мнение друг о друге, как о «слабом» ученике. Дети не станут доверять мнению друг друга и не будут пытаться получить помощь от партнера.

Какими еще принципами (кроме познавательных способностей) можно руководствоваться при объединении детей в группы? Учитель начальных классов Калашова А.А. предлагает несколько вариантов:

  • По желанию. То есть дети сами определяют, с кем объединяться. Учитель лишь предлагает: «Разделитесь на группы по… человек».
  • Случайным образом. Например, по жребию. В этом случае детям, возможно, придется учиться ладить с теми, с кем они обычно не общаются, а учителю быть готовым к возможным конфликтам.
  • По определенному признаку, предложенному учителем или учеником. Например, по первой букве имени, по цвету глаз или месяцу рождения.
  • По выбору лидера. Группы формирует лидер, который может назначаться учителем в соответствии с намеченными целями, или выбираться детьми.
  • По выбору педагога. Например, по интеллектуальным возможностям, по схожему темпу работы, по психологической совместимости и др.

Одна из сложностей, с которой может столкнуться учитель при использовании групповых форм обучения — неумение детей работать в группе, ладить друг с другом. Получается, что еще до начала применения нового формата нужно научить детей без споров и конфликтов конструктивно взаимодействовать друг с другом. Сложность этой задачи существенно снижается, если совместно с детьми составить правила работы в группе, и договориться об их соблюдении. Правила могут быть, например, такими.

  • Обращайся к другу по имени.
  • Проявляй активность.
  • Слушай друга, не перебивая.
  • Говори спокойно и ясно.
  • Говори только по делу.
  • Говори по очереди.
  • Реагируй жестами и знаками.
  • Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.

На групповых формах работы строятся более крупные учебные форматы. Это и ставшие уже традиционными: дискуссия, мозговой штурм, разбор ситуаций («метод кейсов»), ролевые игры, разработка проектов и др. — и менее широко применяемые: дебаты, мастер-классы, пресс-туры, челленджи, хакатоны и др.
Довольно популярна сейчас проектно-исследовательская деятельность учеников. В её основе — групповые формы работы. В качестве примера приведу один из возможных вариантов планирования и осуществление группового проекта. Он состоит из пяти стадий:

  1. Выбирается тема проекта, и учащиеся распределяются в группы по 5–7 человек для проведения исследования.
  2. Тема разбивается на подтемы; пары учащихся, входящие в группу, выбирают подтемы для изучения и решают, что нужно изучить, какими способами и какова цель этого изучения.
  3. Сначала исследование проводится в парах, позже группа объединяет результаты каждого в единое целое.
  4. Конечный доклад представляется всему классу, причем в его обсуждении принимают участие все ученики.
  5. Оцениваются окончательные варианты докладов, а также предварительная работа по ним. Могут быть заданы дополнительные вопросы для определения успешности каждого, но одинаково важно и совместное оценивание, производимое как учащимися, так и учителями. Оно включает в себя оценки сверстников и может привести к пересмотру последующих за этим процедур, производимых всей группой.

Таким образом, групповая форма работы, как одна из организационных форм обучения, может серьезно повысить эффективность и результативность учебного процесса. Почему же учителя редко ее используют? Мне не раз приходилось слышать мнение: «Да это все баловство, игры и развлечения, только время отрывают от нормального учебного процесса, базар на уроке провоцируют и учеников расхолаживают!» Надеюсь, после приведенных мной выше аргументов, те, кто придерживался этого мнения, его изменят. Могу только еще добавить, что формируемая в групповой работе способность работать в команде, согласовывать и соотносить свои цели, действия и профессиональное поведение с целями, действиями и поведением других членов команды (коллектива, группы) является ключевой профессиональной компетенцией специалиста XXI века. В совокупности с обеспечением более успешного достижения учебных целей, групповой формат обучения имеет серьезный, еще не полностью раскрытый потенциал для современной школы.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0