Ребенок-непоседа. Несколько слов о «гиперактивности».

Наверное, большинство родителей дошколят, особенно мальчиков, уверенно могли бы назвать своих детей «шустрыми», непоседливыми. Врожденная любознательность, отсутствие жестких ограничений позволяют ребятам активно познавать окружающий мир, экспериментировать, испытывать свои собственные возможности, а также возможности окружающих предметов и других людей. Действительно, опыт, полученный ребенком в этом возрасте, создает фундамент для всего его последующего обучения и развития.

Но вот начинаются школьные годы, появляется обязательное требование — достаточно длительно оставаться на месте, слушать, вместо того чтобы ощупывать, манипулировать предметами и смотреть, что из этого получается.

Готовыми к таким переменам оказываются, конечно, далеко не все дети, что доставляет немало хлопот педагогам, особенно в начальной школе. И у родителей, и у педагогов возникает вполне обоснованный вопрос — на сколько нормально ребенку, начавшему обучение в школе, быть непоседливым и шустрым? Считать ли повышенную активность отклонением от нормы, нарушением в развитии? Нужно ли пытаться исправлять поведение ребенка или все-таки есть смысл как-то изменить образовательный процесс?

Ученые, изучающие живую природу, в том числе животных и людей — биологи, зоологи, психологи, социологи, демографы и др., — установили, что разнообразные черты, качества, свойства встречаются в популяциях живых существ в соответствии со статистическим законом нормального распределения. То есть, у половины изучаемых «объектов» выраженность тех или иных свойств примерно одинакова, еще у четверти — она ниже, чем у остальных, у оставшейся четверти — выше. Это значит, что по уровню активности в обычном классе, в который детей специально не отбирали, примерно половина учеников будут обладать средней активностью, четверть — низкой, еще четверть — повышенной. И, увы, учителю придется подумать, как организовать продуктивную деятельность и наиболее непоседливых учеников, и слишком «замедленных» (Подробнее об этих детях можно почитать в книге Е. В. Мурашовой Дети -«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007 г.). Кстати, именно детям с пониженной активностью достается наименьшее внимание учителя, поскольку они сидят тихо, не нарушают дисциплину, задают мало вопросов, вообще, не привлекают к себе внимания. Их трудности в учебе также часто остаются незаметными для педагогов. Об этих детях мы обязательно поговорим подробнее немного позже.

Вернемся, однако, к разговору о «сверхподвижных» детях. В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его «минимальные мозговые дисфункции» (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием «синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.

Специалисты отмечают, что такой ребенок, обычно, с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; «часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. Сидя на стуле, крутится, вертится. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто бывает болтливым. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)». В кавычках я процитировал диагностические критерии СДВГ по Классификации «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам».

Любопытно, что по этим критериям мы без натяжек сможем отнести к «гиперактивным» великого полководца Суворова, великого композитора Моцарта, многих других известных людей.

В отечественной психологии и психиатрии принято было различать детей 1) активных, «шустрых», непосед в силу особенностей «устройства» их нервной системы, и 2) детей расторможенных, невоспитанных, педагогически запущенных, невнимательность и неусидчивость которых связана с неумением себя сдерживать, недостаточной развитостью волевых качеств. Иными словами, если подвижность первых связана с особенностями нервной системы, которую «переделать» практически невозможно, то вторые (которых большинство) просто плохо воспитаны и при надлежащем обучении и тренировке их поведение вполне можно скорректировать. Однако по новой «Диагностической классификации…" эти дети все равно попадают в разряд «гиперактивных».

Количество «гиперактивных» детей растет. Это связано со многими причинами. Увеличение динамичности нашего общества приводит к переживанию женщинами в период беременности значительного количества разнообразных стрессов, что неблагоприятно сказывается на психике еще нерожденного ребенка. Нарушенная экология, особенно в крупных городах, также оказывает свое неблагоприятное влияние на здоровье младенца. В то же время, в нашей стране растет и количество взрослых, вынужденных все свои силы направлять на работу и обеспечение материального благополучия своей семьи, что влечет увеличение числа детей, обделенных родительским вниманием, педагогически запущенных, которых, как я уже сказал, теперь все чаще также относят к категории «гиперактивных».

Итак, что такое СДВГ? Болезнь, нуждающаяся в активном лечении, или комплекс поведенческих нарушений, который можно скорректировать психологическими средствами, без лекарств? Дискуссия специалистов (психологов, психиатров, неврологов) на эту тему все еще продолжается в научных кругах. Пока «побеждает» «психологическая» точка зрения. Этой позиции буду придерживаться и я в дальнейших рассуждениях. В любом случае, даже если Вы, равно как и врач ребенка, считаете, что прием лекарственного препарата не помешает, это не должно отвлечь Вас от решения основной проблемы: ребенок должен научиться концентрировать внимание, доводить работу до конца и стать прилежным учеником на всю жизнь. Существуют методики, позволяющие добиваться этого.

Начать стоит с оценки существующей ситуации. Если Вы считаете Вашего ребенка чрезмерно активным и невнимательным, задайте себе несколько вопросов. Были ли Вы сами неугомонным и беспокойным ребенком, которому больше нравилось бегать, чем сидеть спокойно? Нравилось ли Вам весь день мечтать? Беспокоило ли это Ваших родителей? Как Вы учились в школе?

А теперь подумайте о своем ребенке. Как бы Вы описали его способность сосредоточиться и выполнить задание? Каков он в сравнении со своими братьями, сестрами и другими детьми его возраста? Что больше всего беспокоит Вас?

Теперь можно переходить к непосредственным действиям по изменению поведения Вашего ребенка (ниже я отобрал рекомендации известных специалистов — психологов и педагогов, а также предлагаю несколько своих соображений).

  1. Поставьте себя на место ребенка. Представьте, что Вы находитесь в классе и выполняете сложное задание, на котором Вам действительно нужно сосредоточиться. Что Вы чувствуете при этом? Что Вы могли бы сделать для ребенка, чтобы он стал спокойнее и увереннее?
  2. Представьте ребенка, когда ему трудно сконцентрироваться на выполняемом задании. Как Вы реагируете, когда он не может сосредоточиться? Помогает ли ему это выполнить задание и быть довольным собой? Есть ли что-то, что Вы могли бы предпринять, чтобы дела пошли лучше?
  3. Позаботьтесь о том, чтобы сложность заданий, с которыми имеет дело ребенок, соответствовала его уровню. Вы должны быть уверены в том, что учеба ребенка в школе соответствует уровню его развития. Например, если он читает на «удовлетворительно», не ожидайте, что он станет делать это на «отлично». В идеале, задания всегда должны быть направлены на то, чтобы ребенок превзошел свои возможности еще на одну ступеньку. Но пока только на одну!
  4. Организуйте специальное место для выполнения домашних заданий. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было спокойное место для работы без таких отвлекающих факторов, как телевизор или присутствие других членов семьи. Здесь у ребенка должны быть стол, хорошее освещение, устойчивый стул и все необходимые школьные принадлежности в таком порядке, чтобы ему не надо было то и дело вставать и что-то искать.
  5. Сократите время работы. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять. Примите этот промежуток времени за нормальную длительность его работы и соответственно организуйте перерывы, чтобы он мог закончить работу, запланированную на этот отрезок времени. Иногда помогает таймер: он позволяет ребенку отслеживать время следующего перерыва. Постепенно, по мере улучшения концентрации внимания, увеличивайте продолжительность рабочего времени.
  6. Теперь, когда Вы знаете, как долго ребенок может работать без перерыва, разбейте его задание на части, которые соответствуют возможностям его внимания. Старайтесь понемногу увеличивать размер этих частей и время, в течение которого ребенок будет без перерыва выполнять задание.
  7. Придерживайтесь расписания. Детям необходим устойчивый распорядок дня. Отведите время ежедневного выполнения уроков в часы, наиболее удобные для ребенка, и придерживайтесь этого расписания.
  8. Помогайте ребенку запоминать. Существует много способов помочь ребенку научиться вспоминать и запоминать информацию. Предположим, ему задали прочитать о динозаврах.
  • Почитайте маленькому ребенку (если он дошкольник или учится в 1–2 классе) вслух и, останавливаясь примерно через каждую минуту, спрашивайте его: «Что ты узнал?»
  • Дайте ребенку большой лист бумаги и цветные фломастеры (карандаши). Почитав ему минуту, остановитесь и попросите быстро нарисовать образ, сложившийся после услышанного.
  • Если ребенок читает и пишет сам (учится в 4 или более старшем классе), научите его записывать основную идею каждого прочитанного абзаца на небольшой карточке размером приблизительно 7,5×12,5 см. Этими карточками можно пользоваться позже для повторения материала.
  • Умение вести записи может стать очень ценным навыком в школе, помогающим запомнить важные моменты, сказанные учителем, и записывать задания на дом. Покажите ребенку, как правильно вести и организовывать записи, чтобы он мог сам пользоваться ими.
  • Научите ребенка излагать, т. е. кратко пересказывать своими словами, короткие фрагменты рассказанного другими. Способность излагать по-своему и понимать, что хотят сказать другие, является чрезвычайно важным в жизни навыком. Пусть ребенок тренируется делать это дома за столом с членами семьи или в других подходящих для этого ситуациях.
  • Поощряйте старания ребенка. Не скупитесь на похвалу за каждый шаг на этом пути. Не сравнивайте его работу с работой братьев, сестер или друзей. Отмечайте каждое, даже маленькое, улучшение внимательности или продуктивности работы.
  1. В случае, если через несколько недель занятий по приведенной схеме Вы не заметите улучшения в учебе и поведении ребенка, проконсультируйтесь у специалиста-психолога или психоневролога.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0