Скоро экзамены. Стратегии психологической подготовки

Заканчивается очередной учебный год, и, как всегда в это время, психологи предлагают рекомендации для девяти- и одиннадцатиклассников по подготовке и сдаче предстоящих экзаменов. Решил не отступать от традиции и я. Предлагаю вашему вниманию несколько проверенных стратегий и отдельных приемов, которые обеспечат старшеклассникам успешную подготовку и сдачу экзаменов, а родителям — возможность оказать детям результативную помощь.

Подготовка к экзаменам

Рекомендации школьникам

  • Для повторения материала подготовьте себе специальное рабочее место. Пусть оно будет удобным, и пусть на нем и вблизи него не будет ничего, что могло бы отвлечь от работы. На время своих занятий отключайте мобильный телефон, оповещение программ на всех цифровых устройствах (компьютере, планшете, ноутбуке и др.). Помещение, в котором будете заниматься, регулярно проветривайте.
  • Следите за режимом занятий. Интенсивная нагрузка без перерывов ведет к утомлению и резко снижает продуктивность работы. Режим занятий может, например, предусматривать пятнадцатиминутные перерывы после каждого часа работы. Другой вариант — так называемый «помидорный тайм-менеджмент»: 25 минут занятий («1 помидорка»), 5 минут перерыв. После каждой четвертой «помидорки» — длинный перерыв — на 15–30 минут.
  • Трудность повторяемого материала должна уменьшаться от начала работы к концу. Ближе к вечеру нужно переходить к более простым задачам.
  • Составьте план подготовки и старайтесь его придерживаться. Весь повторяемый материал разбейте на тематические блоки. Ставьте задачу на каждый день. Только не в стиле «немного позанимаюсь», а конкретную: «пройду такой-то блок или тему». Придумайте небольшие поощрения, которые будете выдавать себе после повторения каждого блока.
  • Зазубривание — самая неэффективная стратегия подготовиться к экзаменам. Не нужно учить материал наизусть, гораздо полезнее постараться его осмыслить, понять. Лучше всего этому помогает составление конспектов, и использование визуализации: составление опорных схем, интеллект-карт, таблиц, графиков. Конечно, делать это все нужно не в уме, а фиксируя на бумаге. Осознанная информация запоминается лучше и легче.
  • Подготовка к экзамену не должна превращаться в монотонную скучную рутину. Двигательная активность во время повторения (жестикуляция, перебирание мелких предметов, сжимание теннисного мячика или кистевого эспандера и др.), а также периодические перерывы, включающие физические разминки, ходьбу, махи руками и ногами, приседания и др., существенно повысит активность работы мозга. Подвижный отдых во время перерывов можно чередовать со спокойным, например, смотреть в окно вдаль, на живую природу.
  • Повторяя стараться как можно больше читать вслух. Это позволит не только развивать речь, но и значительно лучше запомнить материал.
  • Решайте тренировочные тесты из Интернета по сдаваемым предметам. Тренируясь в выполнении тестов, ставьте таймер на время, минут на 15–20 меньшее того, которое отводится на тест.
  • По исследованиям психологов, наилучшее запоминание материала происходит, если его повторить через 20 минут после прочтения, затем, еще раз через 8 часов, потом, спустя сутки. Очень хорошо материал усваивается, если его повторять утром, сразу после пробуждения, а потом вечером перед засыпанием.
  • Если при очередном повторении вы не можете вспомнить материал, не старайтесь сразу заглянуть в учебник или конспект, сначала в течение 2–3 минут постарайтесь его вспомнить сами. Такая методика очень эффективно тренирует память.
  • Повторяемый материал периодически рассказывайте родителям, знакомым или самому себе перед зеркалом.
  • Учитывайте особенности своего восприятия информации. Если вы визуал — используйте визуализации (схемы, рисунки, интеллект-карты и др.). Если аудиал — проговаривание и зачитывание учебников и конспектов. Если кинестетик — используйте во время занятий придающие вам энергии запахи, сочетайте обучение с приятными тактильными ощущениями.
  • Не думайте о том, что вы можете не справиться, провалить экзамен. Такие мысли сами по себе разрушительны и могут значительно снизить эффективность подготовки. Наоборот, настраивайте себя на безусловный успех. Мысленно рисуйте себе картины триумфальной сдачи экзамена, представляйте, как радостно будете переживать свою победу. Помните, что люди, настраивающие себя на успех, всегда добиваются в жизни большего, чем люди, старающиеся избегать неудач. Возможно, ваши достижения не совпадут с идеалом, зато они ваши личные.
  • В жизни человека случается много разных испытаний. Экзамен — лишь одно из них. Поэтому не стоит придавать ему слишком высокую важность. Пользы это не принесет, а только усилит ненужное волнение.
  • Все вопросы экзаменационных тестов составлены на основе школьной программы, поэтому будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать и ГИА, и ЕГЭ.

Рекомендации родителям

  • Несмотря на то, что современные подростки гораздо лучше своих родителей справляются с управлением всевозможными цифровыми устройствами и ориентируются в сети Интернет, все же им нередко требуется помощь в «добывании» действительно важной информации. Поэтому вы сделаете действительно доброе дело, если поможете своему школьнику найти подробную информацию об организации и процессе проведения экзаменов. Сохраните себе и расскажите ребенку: когда и куда он должен будет прийти, как быть одетым и что с собой иметь. А еще о том, что можно и что нельзя делать на экзамене, сколько будет продолжаться «процесс» и другие организационные моменты. Какие именно — подскажет классный руководитель или учитель-предметник.
  • Нелишней будет помощь в распределении (планировании) времени подготовки к сдаче разных предметов, поддержка в соблюдении намеченного режима дня и расписания занятий. Напоминайте о перерывах в занятиях (не менее 15 минут после каждого часа работы). Слишком интенсивное и без перерывов включение в деятельность может привести к быстрому переутомлению и нежеланию вновь возвращаться к повторению после отдыха. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Заметить признаки переутомления и предотвратить ухудшение состояния проще со стороны.
  • Учите распределять время и силы в ходе подготовки и на самом экзамене. Кстати, пользоваться телефоном на экзамене нельзя, поэтому обязательно проследите, чтобы ребенок взял с собой часы.
  • Посоветуйте, как лучше организовать рабочее место, чтобы ничего не отвлекало. Хотя, в конечном итоге, пусть это место организует для себя сам школьник. Доверьтесь его мнению и не вступайте в конфликт, даже если будете с ним не согласны (подробнее об этом ниже). Не стоит мешать и если ребенок захочет заниматься под музыку. Только договоритесь, чтобы это была именно музыка (без слов), и чтобы она не была слишком громкой. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Помогите провести репетицию экзамена, проверить и выявить ошибки. Вместе обсудите, почему эти ошибки возникли, что нужно, в связи с этим, повторить внимательнее.
  • Подскажите наиболее удачную стратегию действий на экзамене, проводимом в форме теста:
    • нужно внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам школьники уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
    • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
    • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант; «неотвеченных» вопросов оставлять не нужно.
  • Вероятно, вы по своему опыту знаете, что во время занятия действительно важным, трудным и ответственным делом критика, упреки, поучения и т. п. совсем не помогают. Поэтому и вы постарайтесь в период подготовки и сдачи экзаменов сыном или дочерью отказаться от активного «воспитательного» вмешательства. Время для этого прошло. Сейчас время для понимания, доверия, поддержки, искренней веры в его (ее) силы и любви. И лучше не на словах, а в реальной, деятельностной форме. Как минимум, не забывайте подбадривать и хвалить ребенка за то, что он делает хорошо.
  • Фиксируйте успехи ребенка, а лучше, напоминайте ему делать это самому. Пусть к холодильнику или над столом для занятий будет прикреплен лист, на котором каждый предмет будет представлен в виде вертикального прямоугольника. Весь прямоугольник — 100%. Пусть ребенок каждый вечер закрашивает часть прямоугольников, соответствующую проценту повторенного материала. Такая картинка своего прогресса обеспечит дополнительную мотивацию для занятий. С одной стороны, она будет отражать даже небольшой успех продвижения к цели, с другой, — подталкивать, если до полного заполнения прямоугольников еще далеко.
  • Договоритесь с ребенком, что в день перед экзаменом он пораньше закончит занятия, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя — так чтобы сон мог продолжаться 8–9 часов, а потом без спешки отправиться на экзамен. Специалисты считают, что, как минимум, последние 12 часов перед экзаменом должны быть потрачены на подготовку организма, а не на приобретение знаний.
  • Не беспокойтесь о том, сколько баллов получит ваш ребенок на экзамене. Не критикуйте, если получит меньше, чем вам бы хотелось. Помните сами и внушите ребенку мысль о том, что количество экзаменационных баллов не является показателем его возможностей и никак не определяет его судьбу!

Сдача экзаменов

Рекомендации школьникам

Как справиться с волнением перед экзаменом.

  • Выполнить дыхательные упражнения. Специалисты предлагают следующую методику: сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
2. На следующие четыре счета задержите дыхание.
3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания ваше состояние станет заметно спокойней и уравновешенней.

  • Применять самовнушение (часто повторять про себя мотивирующие и поддерживающие фразы).
  • Использовать активные движения (если это будет разрешено) — активные взмахи, вращения, встряхивания руками и ногами, растирания рук и ног, повороты головы, туловища, быстрые сгибания-разгибания пальцев рук и др.

Во время экзамена.

  • Постарайтесь выбрать себе наиболее удобное место в классе: привычное или желаемое местоположение, удобные парта и стул.
  • Оставьте 15–20 минут на проверку своей работы, а остальное время экзамена разделите на количество вопросов теста. Так вы узнаете среднее время, которое можно будет потратить для ответа на каждый вопрос. Старайтесь этого времени придерживаться.
  • Начать лучше с наиболее простых вопросов теста. Это позволит успокоиться, войти в рабочий ритм, почувствовать уверенность в своих силах, сохранить энергию для более трудных вопросов.
  • Внимательно читайте вопрос до конца, старайтесь понять его смысл. Не торопитесь вписывать ответ в бланк ответов. Возможно, стоит прочитать вопрос полностью еще раз, и если все понятно, тогда и вписывать ответ.
  • Если смысл вопроса непонятен, не знаете, как на него ответить или не уверены, отметьте и пропустите его, чтобы потом вернуться к нему снова.
  • Если ответы на какие-то вопросы вспомнить так и не удалось, используйте интуицию и укажите наиболее вероятный вариант ответа.
  • Если чувствуете, что начинаете «входить в режим паники» воспользуйтесь одним из следующих вариантов:
    • Остановитесь, закройте глаза и вдохните, посчитайте до шести, и начинайте выдыхать; на выдохе тоже считайте до 6, и так 10 раз.
    • Остановитесь, перечитайте вопрос и кратко на черновике запишите любые идеи, которые приходят в голову, затем выстройте их по порядку, посмотрите, не стало ли теперь понятнее, как отвечать на вопрос.
    • Остановитесь и перейдите к другому вопросу. Вернетесь к вопросу, с которым возникли трудности, позднее.
    • Остановитесь и отвечайте на вопрос, на который можете ответить, чтобы почувствовать свой успех.

Вне зависимости от того варианта, который вы выберете, все равно сначала остановите то, что вы делаете, и только затем решайте, что делать дальше.

Ну и конечно, в течение всего периода подготовки к сдаче экзамена нужно помнить о необходимости рационального питания, полноценного сна, разумной физической активности — это поможет сохранять высокую работоспособность и успешно справляться с любыми академическими нагрузками!

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0