Тревожный ребенок. В какой помощи он нуждается.

Психологический словарь определяет тревожность как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в «склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов». Под состоянием тревоги специалисты понимают эпизодические проявления беспокойства и волнения.

Состояния тревоги могут проявляться и на физиологическом уровне — в форме учащенного сердцебиения, сухости во рту, поверхностном дыхании и др., и на уровне поведения — ребенок начинает грызть ногти, накручивать на палец и выдергивать волосы, он плохо спит по ночам, поскольку ему снятся кошмары, боится выходить из дома, может капризничать, плакать, отказываться от общения и др.

Психологи Е.Лютова и Г. Монина (Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми — СПб: Издательство «Речь», 2005) приводят следующую анкету, позволяющую оценить степень тревожности у ребенка (нужно ответить «да» или «нет» на предложенные утверждения):

изображение

Сложив ответы «да», получаем общий балл тревожности: 15–20 баллов — высокая тревожность, 7–14 баллов — средний уровень тревожности, 1–6 баллов — низкий уровень тревожности.

Многие специалисты считают тревожность реакцией на испытываемый продолжительный стресс. Ученые выяснили, что значительный вклад в развитие тревожности у детей вносят родители. Так неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей (Е. Ю. Брель Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции.- Авт. канд. дис. — Томск, 1996). Неудовлетворенность родителей часто приводит к необоснованному ужесточению требований к ребенку, вплоть до предъявления невыполнимых требований. Жесткие требования становятся источником постоянно стресса и приводят к росту тревожности у ребенка.

Примерно так же возникает тревожность в случае, когда повышенные или противоречивые требования к детям предъявляет учитель, не учитывая их индивидуальных возможностей.

В то же время, и родители, и педагоги могут внести свой вклад в снижение тревожности у детей.

Вот несколько рекомендаций родителям

Подумайте, насколько серьезно вы загружаете своего ребенка: выполнение уроков и домашних дел, посещение кружков, секций, дополнительных занятий. Это влияет на его здоровье? Можете ли вы что-то предпринять, чтобы ослабить напряжение? Что именно? Помните, что даже исключение лишь одного пункта (дела) из списка повседневных занятий ребенка может сыграть огромную роль в снижении уровня его стресса и тревожности. Особенно, если это дело важно скорее для вас, чем для него самого.

Понаблюдайте, проявляются ли у вашего ребенка признаки перегрузки и беспокойства: сосание пальца, грызение ногтей, отсутствие аппетита, трудное засыпание, беспокойный сон, головокружение, потливость, страхи (темноты, одиночества, животных, других людей и др), плаксивость, приступы злости. В каких ситуациях признаки беспокойства проявляются чаще всего? Как вы можете помочь сыну или дочери стать спокойнее?

Французский педагог М. Борба предлагает научить ребенка нескольким приемам, позволяющим снижать тревожность и стресс (Борба М. Нет плохому поведению — М.: Издательский дом «Вильяме», 2005):

  • Внутренний диалог. Научите своего ребенка произносить про себя фразу, которая поможет ему оставаться спокойным и преодолевать стресс. Вот несколько примеров: «Расслабься, не волнуйся», «Не нервничай и дыши медленно», «Это пара пустяков, я с этим справлюсь».
  • Лифтовое дыхание. Это сработает, если ваш ребенок хоть раз ездил в лифте. Попросите его закрыть глаза, легко выдохнуть три раза, а затем представить, что он находится в лифте на последнем этаже очень высокого здания. Он нажимает кнопку первого этажа и наблюдает, как кнопки каждого этажа постепенно загораются по мере того, как лифт опускается. Как только лифт остановится, стресс исчезнет.
  • Таяние стресса. Попросите ребенка найти на своем теле место, где он чувствует самое большое напряжение — это может быть шея, плечи или челюсть. Затем он должен закрыть глаза, сконцентрироваться на этом месте, напрячь его на три-четыре секунды, а затем отпустить. Посоветуйте ребенку представить, как стресс тает в то время, как он делает это упражнение.
  • Представить себе спокойное место. Предложите своему ребенку подумать о месте, где он уже когда-то был и где чувствует себя в безопасности, — например, на пляже, в своей кроватке, в саду у дедушки и т. д. Когда ребенка начнет одолевать тревога, предложите ему закрыть глаза и представить это место; дыхание в это время должно быть медленным.

Если перечисленные меры не приведут к снижению тревожности ребенка, желательно обратиться за консультацией к школьному психологу или специалисту детского психологического центра.

Педагоги могут проводить специальную работу по снижению тревожности у детей в трех направлениях (Лютова Е. К., Монина Г.Б., 2005): 1) повышение самооценки ребенка, 2) обучение детей снятию мышечного и эмоционального напряжения, 3) отработка навыков владения собой в трудных ситуациях.

Работа по повышению самооценки может состоять в оказании поддержки детям, испытывающим тревожность, проявлении искренней заботы о них, в частой позитивной оценке их действий и поступков:

  • как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить в присутствии других детей и взрослых;
  • избегать сравнения результатов работы тревожного ребенка и результатов работы других детей;
  • избегать давать задания на время, чтобы не было необходимости торопить тревожных детей, усиливая их тревогу, и др.

Обучение тревожных детей снятию мышечного и эмоционального напряжения может состоять в выполнении упражнений и игр на расслабление, в том числе игр с песком, водой, глиной и др., в освоении дыхательных и других методик саморегуляции, самовнушения.

Отработка навыков владения собой в трудных ситуациях может включать ролевые игры с разыгрыванием ролей как слабых, трусливых персонажей, так и сильных героев; сюжеты могут подбираться и из сказок, и из жизни самого ребенка (ситуации, в которых он испытывает трудности).

Ниже я привожу две игры, разработанные немецким психологом Клаусом Фопелем (Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998). Эти игры можно использовать в классе для профилактики тревожности учеников.

Ученик дня

(с 6 лет)

Цели: Эта игра может стать одним из важнейших событий учебного дня, потому что «ученик дня» получает признание и дружескую поддержку всего класса. С другой стороны, все остальные ученики имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь. Сильная концентрация на положительных моментах в межчеловеческих отношениях помогает всем участникам игры развить в себе чувство самоуважения. Попробуйте проводить эту игру эту игру ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце каждого учебного дня. Пусть у каждого ребенка появится возможность хотя бы раз побыть «учеником дня». Для этого упражнения важно, чтобы между детьми уже установились хорошие доверительные отношения.

Инструкция: В конце сегодняшнего учебного дня я хочу вас при­гласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется «Ученик дня». Пожалуйста, встаньте в круг… Сейчас я объясню вам, как нужно играть в эту игру. Я хотела бы, чтобы сегодня ученицей дня была назначена Даша. (В первый раз выберите ученика или ученицу, которая имеет достаточно бесспорное положение среди одноклассников, чтобы детям было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений.)

Даша, встань, пожалуйста, в центр круга… Остальные пусть обступят Дашу как можно плотнее… Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать Дашу с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до Даши будет не меньше 20 сантиметров. А ты, Даша, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая Дашу, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом вы можете говорить ей разные приятные вещи, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я люблю с тобой играть», «Ты моя подружка», «Ты мне нравишься» и т. д. Вы можете высказать ей свои пожелания, например: «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я желаю тебе, чтобы твоя мама выздоровела», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» и т. д. А тебе, Даша, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим тебя и дарим тебе свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивать Дашу золотыми красками и своей любовью…

Всякий раз сами принимайте участие в «окрашивании» и говорите «ученику дня» приятные слова. Через две-три минуты подайте сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: «Теперь вы можете отвести руки и остановиться. Даша. ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар».

Невидимые помощники

(с 8 лет)

Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети — прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах.

В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной.

Материалы: Колокольчик.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!» Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу…

  • * *

Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5–10 минут)

Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.

И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня.

Анализ упражнения

— Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?

— Какие прекрасные образы ты смог увидеть?

— Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус?

— Почувствовал ли ты прекрасные запахи?

— Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь?

— Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу?

— Слышал ли ты приятные слова?

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0