Трудно быть первоклассником… Как родители могут помочь ребенку адаптироваться к школе

Каждый человек в течение своей жизни переживает несколько принципиально важных, судьбоносных моментов: поступление на свою первую работу, призыв в армию, заключение брака и другие. Безусловно, одно из таких событий, запоминающихся, порой, на всю жизнь, — начало обучения в школе.

Впервые переступая порог школы, ребенок испытывает целую гамму самых разных чувств. Это и радость: «Я стал взрослым, теперь я школьник, ученик!», — и беспокойство: «Как меня здесь примут?», «Будут ли у меня здесь друзья?», «Трудно ли мне будет учиться?», — и любопытство: «Что мне расскажут нового и интересного?». Переживание множества эмоций, сопряженное с изменившимся режимом дня, возросшими физическими и интеллектуальными нагрузками, необходимостью изменить привычные стереотипы поведения, создает серьезный стресс. Поэтому хорошей стратегией со стороны родителей будет максимально возможное (но тактичное, без напора и навязывания!) предоставление поддержки и помощи своему сыну или дочери.

Осложняет ситуацию тот факт, что и для самих родителей вступление ребенка в новую фазу своей самостоятельной жизни становится своеобразным испытанием. Возникает много беспокойства: сможет ли мой домашний ребенок достаточно быстро и без каких бы то ни было осложнений адаптироваться в школе? Сможет ли завести друзей? Найдет ли понимание и поддержку со стороны учителя? Справится ли с возросшей нагрузкой?

Все это действительно серьезные и важные вопросы. Однако психологи обратили внимание на то, что часто именно беспокойство, проявляемое родителями, создает помехи для успешной адаптации ребенка к школе. К счастью, есть и несложное решение этой проблемы. Скрывать свои переживания вовсе не обязательно. Ими можно поделиться со своими друзьями и знакомыми, дети которых тоже пошли в школу или уже не первый год там учатся. Можно заглянуть в родительские группы в социальных сетях. Так удастся получить больше информации, развеять ложные страхи, услышать действительно полезные советы, узнать о том, как другие родители справляются со своими переживаниями. Разговор с учителем тоже может снять многие вопросы и снизить беспокойство. Поможет и то, что на первом же родительском собрании учитель обязательно расскажет обо всех организационных моментах, подскажет, как поступить, если ребенок заболел, если нужно передать срочное сообщение и др.

С началом школьного обучения меняется основная деятельность ребенка. Если для дошкольника это игра, то для первоклассника на первое место выходит учеба. Это новый вид деятельности, которому еще предстоит научиться. А значит на начальном этапе будет много трудностей. Долго сидеть на одном месте, не отвлекаться на посторонние дела, делать не то, что хочется, а то, что требует учитель, и многое, многое другое — это очень непросто для вчерашнего дошкольника. Нужно какое-то время, чтобы ко всему этому привыкнуть, все это освоить. Новая деятельность требует адаптации и на физиологическом, и на социально-психологическом уровне.

Физиологическая адаптация проходит через три этапа и обычно продолжается от 2 до 6 месяцев. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, на сколько он готов к обучению в школе. Первый этап — «физиологическая буря» (2–3 недели), когда организм ребенка подстраивается к новому режиму жизни, испытывая серьезное напряжение и расходуя значительные ресурсы. Второй этап — организм приспосабливается, в основном, к новым условиям, но пока это приспособление неустойчиво. Третий этап — относительно устойчивое приспособление. На этом этапе организм ребенка реагирует на нагрузки с гораздо меньшим напряжением, чем на предыдущих.

Начальные этапы адаптации могут сопровождаться симптомами, указывающими на утомление — небольшое снижение веса, простудные заболевания, обострение хронических болезней, жалобы на усталость, головную боль. Возможны переменчивость настроения, плаксивость, вспышки гнева и другие нарушения поведения. В этот период важны полноценное питание, обеспечивающее организм витаминами, ежедневные прогулки на свежем воздухе, дополнительное время для отдыха и сна (в том числе, двух-трехчасовой дневной сон). Важна и психологическая поддержка — критику и упреки по любому поводу нужно отложить до лучших времен. Если ребенок не доволен своими первыми учебными успехами, можно обсудить с ним ситуацию в такой логике: ты пришел в школу, чтобы учиться — когда человек учится, у него может что-то не получаться — каждый имеет право на ошибку — важно не бояться ошибок, а учиться их находить и исправлять — что, впрочем, тоже получается не сразу, и это нормально. Ребенок должен чувствовать, что его любят и ценят в любых условиях, а не только за учебные успехи.

Напряженные отношения между взрослыми в семье также создают дополнительное напряжение и для ребенка, значимо мешают его адаптации в школе. По крайней мере на первое учебное полугодие нужно объявить мораторий в семье на ссоры и конфликты.

Постарайтесь каждое утро задавать спокойный деловой ритм начинающемуся рабочему дню — разбудите ребенка немного пораньше (для этого придется немного пораньше лечь спать), чтобы он мог спокойно, без суеты проснуться, умыться, одеться, позавтракать.

Как уже указывалось несколько раз, первое учебное полугодие — очень напряженное время для первоклассника. Не стоит усиливать это напряжение дополнительными занятиями, кружками, секциями и тому подобным. Если вы хотите, например, чтобы ваш ребенок систематически занимался спортом (музыкой, рисованием и др.), отдайте его в секцию хотя бы за год до школы или отложите до второго класса.

В адаптационный период важно оберегать от излишнего напряжения и зрительную систему. Врачи-офтальмологи настаивают — длительность повышенной нагрузки на глаза (компьютер, телевизор, игровая приставка, чтение и тому подобное) не должна превышать одного часа в день (суммарно!).

Социально-психологическая адаптация первоклассника, по мнению известных психологов А. Л. Венгера, Я. Л. Коломинского и А. А. Панько, может соответствовать одному из трех уровней.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для пониманий нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Как повысить уровень социально-психологической адаптации своего ребенка? Что могут сделать родители, чтобы их первоклассник успешнее приспосабливался к обучению в школе? На этот счет также есть рекомендации педагогов и психологов.

Одним из условий успешной адаптации — принятие ребенком «позиции школьника». Для того, чтобы ребенок освоил эту «позицию», нужно почаще разговаривать с ним о школе; о том, зачем нужно учиться, а не только ходить в школу; о школьных правилах и о том, почему в школе такие правила; обсудить, что будет, если никто не станет эти правила соблюдать и т. п. Ребенку такие разговоры не только помогут лучше освоить роль школьника, но и станут для него демонстрацией заинтересованности и поддержки со стороны родителей.

Важная тема для обсуждения с ребенком — дружба и взаимоотношения с одноклассниками. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Обсуждение возникающих в школе ситуаций, того, как нужно вести себя со сверстниками, как заводить друзей, как поддерживать дистанцию во взаимоотношениях с учителем, поможет предупреждать появление проблем или справляться с ними на самой начальной стадии.

Таким образом, основная тактика родителей на начальном этапе обучения детей в школе — постоянная поддержка, подбадривание, поощрение даже самых скромных успехов сына или дочери. Постарайтесь следовать правилу: не фиксироваться на ошибках и промахах ребенка, чтобы сделать ему замечание или внушение, а все внимание уделять тому, что ребенок делает правильно, и поощрять его за это.

Психологи советуют

  • Учите ребенка управлять эмоциями (на своем примере; используя соответствующие игры и упражнения; записавшись на соответствующие психологические развивающие занятия к школьному психологу или психологу ближайшего детского центра).
  • Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.
  • Отправляя в школу, пожелайте ребенку доброго дня, напомните, что любите его, и обязательно придете за ним после занятий. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.
  • После прихода из школы попросите рассказать, что хорошего и интересного сегодня произошло. Не торопите и внимательно выслушайте рассказ.
  • Помните, что в результате первого года обучения у ребенка сложится определенное отношение к школе и к учебе. И если оно окажется неблагоприятным, его сложно будет изменить в дальнейшем.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 5

  • фото
    Галина 03.08.2019

    Здравствуйте! До поступления в школу из добродушного умного ребенок превратился в школе в первом классе в ИЗГОЯ. Весь учебный год учитель кричала, повышала голос, унижала,оскорбляла моего внука при всем классе, когда мой внук начинал объяснять всегда затыкала рот моему внуку, никогда не выясняла кто прав, кто виноват, детей видивших и пытавших объяснить о случившимся игнорировала в результате чего они потом просто молчали(имеются аудизаписи). Директор школы в курсе, просили поговорить с учителем в устной форме, но никакого результата. В конце учебного года направили к психологу, так как ребенок гиперактивный и в школе перестал контролировать свои движения, занимаемся, делаем упражнения, но со стороны школы тоже должна была оказываться помощь(в школе в курсе,что ребенок гиперактивный, домашний,так как в связи с частыми простудами ребенок не ходил в садик последние два года),но вместо помощи наоборот: наносили психологическую травму, обвиняя во всех грехах и твердя ребенку постоянно, что он хулиган и опасен для общества(это было всегда при одноклассниках и их родителях), в связи с этим дети обижали его, пинали по всем частям тела, в туалете пытались опустить голову в унитаз и все это сходило с рук всем виновным, так как снова " грушей для битья" был мой внук давая сдачу обидчикам(но как всегда видели только тогда,когда ребенок защищался,а значит обижал детей). Сейчас до перехода во второй класс мы должны пройти психиатра для комиссии, чтобы ребенок обучался дома: то есть полностью его оградить от детей и дать ему понять ,что он опасен для общества и чувствовал себя ИЗГОЕМ. Для психиатра учительница написала характеристику прочитав которую можно подумать,что ребенок психически больной,который лечению не подлежит. Подскажите пожалуйста что нам делать и что эта за комиссия,кто туда входит и, если мы не согласны с решением, куда обращаться? Отгородив ребенка от детей он замкнется в себе. И еще, мы все удивляемся откуда появляется детская преступность, а появляется она благодаря таким учителям первоклашек, которые с первых дней школы внушают маленьким детишкам,что они хулиганы,бандиты,опасны для общества и решают судьбу маленьких беспомощных человечков чиркая ложные характеристики,чтобы защитить свою профнепригодность. Уфа. 03.08.19

    • фото
      Игорь Савченко 23.08.2019

      Здравствуйте, Галина! Мне очень непросто ответить на Ваши вопросы, поскольку носят они юридический, а не психологический характер. Как психолог, я не могу рассуждать в категориях «кто прав, кто виноват» - это метод работы юриста, судьи. Я лишь могу сказать, что единственным психологическим способом решения возникшей ситуации могли бы стать доброжелательные переговоры между родителями ребенка и учителем, на которых «стороны конфликта» постарались бы понять друг друга, найти устраивающие всех решения возникших проблем, какие-то способы «мирного сосуществования». Однако похоже, что ситуация накалилась настолько, что стороны не смогут и не захотят пойти на такой разговор. Остаются правовые действия... Как я понял, школа настаивает на прохождении ребенком Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В эту комиссию, как правило, входят квалифицированные психолог, логопед, дефектолог, врач-психиатр. Конкретный состав комиссии можно узнать на сайте Вашей ПМПК. Задача комиссии – определить образовательные условия, наиболее подходящие для ребенка. Эти условия комиссия указывает в своем заключении, которое выдает родителям ребенка. Это заключение родители представляют в школу, и школа обязана обеспечить ребенку условия, которые написаны в заключении. Родители имеют право присутствовать на комиссии, высказывать свое мнение по поводу условий обучения ребенка. Кроме того, родители в соответствии со ст.44, п.3.6. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" имеют право отказаться от проведения обследований ребенка и/или участия в них. Это не влечет никаких последствий. Школа, в которую ребенок зачислен, не может без согласия родителей отчислить ребенка или изменить форму его обучения, даже если родители откажутся от посещения ПМПК или не представят в школу заключение комиссии. Оспорить заключение ПМПК можно в вышестоящей ПМПК, но такое оспаривание случается очень редко, поскольку, с одной стороны, как правило, родители заинтересованы в том, чтобы школа предоставила ребенку наиболее подходящие условия обучения. С другой стороны, если родителей заключение комиссии не устраивает, они просто не передают его в школу. Как видите, Закон предоставляет родителям и ребенку значительно больше прав, чем школе. К сожалению, это не решает проблемы, поскольку не может изменить отношение школы к ребенку и отношение родителей к школе. Мне представляется, что лучшим решением в создавшейся у Вас ситуации было бы сменить школу. Правда, чтобы ситуация не повторилась и в новой школе, нужно организовать интенсивные занятия с психологом (не школьным, лучше в психологическом центре) по коррекции поведения Вашего внука – снижение гиперактивности, обучение навыкам общения с другими детьми, формирование готовности к школьному обучению и др. И с новым учителем нужно постараться сразу установить открытые, неформальные, доверительные отношения.

  • фото
    Галина 26.08.2019

    Здравствуйте! Спасибо Вам огромное за ответ. Психиатр дал заключение,что ребенок в ПМПК не нуждается и может учиться в своем классе. В другую школу далековато ходить, будем переводить в другой класс и попытаемся объяснить новой учительнице о гиперактивности ребенка. Несколько месяцев ходим заниматься к психологу в центр. Очень надеемся на понимание учителя и хорошего отношения к ребенку. Не все же учителя работают не по призванию.cizovet

  • фото
    Наталья 11.02.2020

    Добрый день!Посоветуйте,пожалуйста,как поступить. Девочка подросток панически боится ходить в школу.Не может заснуть долго,ее трясет,грызет ногти,когда веду в школу она плачит,у нее слабость,плохо.Школьный психолог отправила на Пмпк.Стоит ли проходить?Или просто перевести на семейное и ходить к психологу.

    • фото
      Игорь Савченко 11.02.2020

      Здравствуйте, Наталья! Если девочка всегда боялась ходить в школу, и эта ситуация лишь обострилась со временем, то наиболее подходящий вариант, пожалуй, действительно перейти на семейное обучение и проходить психотерапию с опытным психологом в психологическом центре (не в школе). По мере улучшения состояния можно будет вернуться в школу. Если же раньше было все нормально, а в последнее время что-то произошло в школе, что и привело к такому состоянию, то некоторое время нужно опять-таки позаниматься дома и поработать с психологом, но кроме того, сообщить о произошедшем администрации школы (директору и завучу), а после того как состояние девочки придет в норму, перейти в другую школу, очень желательно к более мягкому и чуткому учителю. ПМПК дает рекомендации о форме обучения ребенка, поэтому для перевода на семейное обучение заключение ПМПК может потребоваться.