Трудно быть первоклассником… Как родители могут помочь ребенку адаптироваться к школе

Каждый человек в течение своей жизни переживает несколько принципиально важных, судьбоносных моментов: поступление на свою первую работу, призыв в армию, заключение брака и другие. Безусловно, одно из таких событий, запоминающихся, порой, на всю жизнь, — начало обучения в школе.

Впервые переступая порог школы, ребенок испытывает целую гамму самых разных чувств. Это и радость: «Я стал взрослым, теперь я школьник, ученик!», — и беспокойство: «Как меня здесь примут?», «Будут ли у меня здесь друзья?», «Трудно ли мне будет учиться?», — и любопытство: «Что мне расскажут нового и интересного?». Переживание множества эмоций, сопряженное с изменившимся режимом дня, возросшими физическими и интеллектуальными нагрузками, необходимостью изменить привычные стереотипы поведения, создает серьезный стресс. Поэтому хорошей стратегией со стороны родителей будет максимально возможное (но тактичное, без напора и навязывания!) предоставление поддержки и помощи своему сыну или дочери.

Осложняет ситуацию тот факт, что и для самих родителей вступление ребенка в новую фазу своей самостоятельной жизни становится своеобразным испытанием. Возникает много беспокойства: сможет ли мой домашний ребенок достаточно быстро и без каких бы то ни было осложнений адаптироваться в школе? Сможет ли завести друзей? Найдет ли понимание и поддержку со стороны учителя? Справится ли с возросшей нагрузкой?

Все это действительно серьезные и важные вопросы. Однако психологи обратили внимание на то, что часто именно беспокойство, проявляемое родителями, создает помехи для успешной адаптации ребенка к школе. К счастью, есть и несложное решение этой проблемы. Скрывать свои переживания вовсе не обязательно. Ими можно поделиться со своими друзьями и знакомыми, дети которых тоже пошли в школу или уже не первый год там учатся. Можно заглянуть в родительские группы в социальных сетях. Так удастся получить больше информации, развеять ложные страхи, услышать действительно полезные советы, узнать о том, как другие родители справляются со своими переживаниями. Разговор с учителем тоже может снять многие вопросы и снизить беспокойство. Поможет и то, что на первом же родительском собрании учитель обязательно расскажет обо всех организационных моментах, подскажет, как поступить, если ребенок заболел, если нужно передать срочное сообщение и др.

С началом школьного обучения меняется основная деятельность ребенка. Если для дошкольника это игра, то для первоклассника на первое место выходит учеба. Это новый вид деятельности, которому еще предстоит научиться. А значит на начальном этапе будет много трудностей. Долго сидеть на одном месте, не отвлекаться на посторонние дела, делать не то, что хочется, а то, что требует учитель, и многое, многое другое — это очень непросто для вчерашнего дошкольника. Нужно какое-то время, чтобы ко всему этому привыкнуть, все это освоить. Новая деятельность требует адаптации и на физиологическом, и на социально-психологическом уровне.

Физиологическая адаптация проходит через три этапа и обычно продолжается от 2 до 6 месяцев. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, на сколько он готов к обучению в школе. Первый этап — «физиологическая буря» (2–3 недели), когда организм ребенка подстраивается к новому режиму жизни, испытывая серьезное напряжение и расходуя значительные ресурсы. Второй этап — организм приспосабливается, в основном, к новым условиям, но пока это приспособление неустойчиво. Третий этап — относительно устойчивое приспособление. На этом этапе организм ребенка реагирует на нагрузки с гораздо меньшим напряжением, чем на предыдущих.

Начальные этапы адаптации могут сопровождаться симптомами, указывающими на утомление — небольшое снижение веса, простудные заболевания, обострение хронических болезней, жалобы на усталость, головную боль. Возможны переменчивость настроения, плаксивость, вспышки гнева и другие нарушения поведения. В этот период важны полноценное питание, обеспечивающее организм витаминами, ежедневные прогулки на свежем воздухе, дополнительное время для отдыха и сна (в том числе, двух-трехчасовой дневной сон). Важна и психологическая поддержка — критику и упреки по любому поводу нужно отложить до лучших времен. Если ребенок не доволен своими первыми учебными успехами, можно обсудить с ним ситуацию в такой логике: ты пришел в школу, чтобы учиться — когда человек учится, у него может что-то не получаться — каждый имеет право на ошибку — важно не бояться ошибок, а учиться их находить и исправлять — что, впрочем, тоже получается не сразу, и это нормально. Ребенок должен чувствовать, что его любят и ценят в любых условиях, а не только за учебные успехи.

Напряженные отношения между взрослыми в семье также создают дополнительное напряжение и для ребенка, значимо мешают его адаптации в школе. По крайней мере на первое учебное полугодие нужно объявить мораторий в семье на ссоры и конфликты.

Постарайтесь каждое утро задавать спокойный деловой ритм начинающемуся рабочему дню — разбудите ребенка немного пораньше (для этого придется немного пораньше лечь спать), чтобы он мог спокойно, без суеты проснуться, умыться, одеться, позавтракать.

Как уже указывалось несколько раз, первое учебное полугодие — очень напряженное время для первоклассника. Не стоит усиливать это напряжение дополнительными занятиями, кружками, секциями и тому подобным. Если вы хотите, например, чтобы ваш ребенок систематически занимался спортом (музыкой, рисованием и др.), отдайте его в секцию хотя бы за год до школы или отложите до второго класса.

В адаптационный период важно оберегать от излишнего напряжения и зрительную систему. Врачи-офтальмологи настаивают — длительность повышенной нагрузки на глаза (компьютер, телевизор, игровая приставка, чтение и тому подобное) не должна превышать одного часа в день (суммарно!).

Социально-психологическая адаптация первоклассника, по мнению известных психологов А. Л. Венгера, Я. Л. Коломинского и А. А. Панько, может соответствовать одному из трех уровней.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для пониманий нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Как повысить уровень социально-психологической адаптации своего ребенка? Что могут сделать родители, чтобы их первоклассник успешнее приспосабливался к обучению в школе? На этот счет также есть рекомендации педагогов и психологов.

Одним из условий успешной адаптации — принятие ребенком «позиции школьника». Для того, чтобы ребенок освоил эту «позицию», нужно почаще разговаривать с ним о школе; о том, зачем нужно учиться, а не только ходить в школу; о школьных правилах и о том, почему в школе такие правила; обсудить, что будет, если никто не станет эти правила соблюдать и т. п. Ребенку такие разговоры не только помогут лучше освоить роль школьника, но и станут для него демонстрацией заинтересованности и поддержки со стороны родителей.

Важная тема для обсуждения с ребенком — дружба и взаимоотношения с одноклассниками. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Обсуждение возникающих в школе ситуаций, того, как нужно вести себя со сверстниками, как заводить друзей, как поддерживать дистанцию во взаимоотношениях с учителем, поможет предупреждать появление проблем или справляться с ними на самой начальной стадии.

Таким образом, основная тактика родителей на начальном этапе обучения детей в школе — постоянная поддержка, подбадривание, поощрение даже самых скромных успехов сына или дочери. Постарайтесь следовать правилу: не фиксироваться на ошибках и промахах ребенка, чтобы сделать ему замечание или внушение, а все внимание уделять тому, что ребенок делает правильно, и поощрять его за это.

Психологи советуют

  • Учите ребенка управлять эмоциями (на своем примере; используя соответствующие игры и упражнения; записавшись на соответствующие психологические развивающие занятия к школьному психологу или психологу ближайшего детского центра).
  • Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.
  • Отправляя в школу, пожелайте ребенку доброго дня, напомните, что любите его, и обязательно придете за ним после занятий. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.
  • После прихода из школы попросите рассказать, что хорошего и интересного сегодня произошло. Не торопите и внимательно выслушайте рассказ.
  • Помните, что в результате первого года обучения у ребенка сложится определенное отношение к школе и к учебе. И если оно окажется неблагоприятным, его сложно будет изменить в дальнейшем.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0