Учитель – родитель: как наладить диалог?

Мечта каждого родителя — дать приличное образование и воспитание своему ребенку. Мечта каждого учителя — обучить всех своих учеников своему предмету, воспитать любознательных, заинтересованных, успешных граждан нашего общества. Итак, у родителей и учителей есть важные общие ценности, желания, интересы. И родители, и учителя намерены действовать в интересах и на благо ребенка. Откуда же возникают противоречия, конфликты? Делить ведь нечего! И все же, вероятно, каждый учитель сможет припомнить ситуации, когда у него не складывались взаимоотношения с кем-то из родителей, а почти каждый из родителей сможет привести примеры, когда возникали трения с кем-то из учителей. Как и почему это происходит?

Поскольку цели общие — обучение и воспитание ребенка, — значит, корень проблем нужно искать в средствах — в том, как и с помощью чего реализуются эти цели, какие условия и отношения возникают в процессе продвижения ребенка к «разумному, доброму, вечному». И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов личные симпатии, антипатии, которые могут складываться между учителем и родителем в процессе их общения, имеющие косвенное отношение к учебно-воспитательному процессу, но создающие важный фон, «рабочую атмосферу», которая окружает всех «участников образовательных отношений».

Итак, и учителя, и родители прилагают усилия для обучения и воспитания ребенка. Когда несколько людей осуществляют общую деятельность, возникает проблема распределения сфер ответственности и обязанностей. И здесь появляется первый повод для конфликтов. Учителя жалуются, что родители совсем не занимаются обучением и воспитанием детей, родители — что учителя плохо выполняют свои обязанности, рассчитывая, что ребенка всему научат дома. Существует целый ряд юридических документов, регламентирующих права и обязанности всех участников образовательного процесса, — это и внутришкольные нормативные акты (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.), и федеральные, и региональные Законы (Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», Семейный кодекс РФ и др.), и даже международные конвенции (Конвенция о правах ребенка и др.). Однако, представляется, что дело не в недостаточной отрегулированности прав и обязанностей детей, учителей и родителей (хотя знать свои и своего партнера по общей деятельности права и обязанности никогда не лишне!), а в элементарном отсутствии диалога и взаимного согласия относительно того, кто, что и каким образом будет делать. Учитель и родитель союзники, но между ними, как правило, отсутствует даже намек на «союзнический договор», то есть хотя бы устное соглашение об общих «правилах игры» в деле образования ребенка. Проблема выливается в целый ряд недоразумений:

Учитель:

— слабо учитывает семейную ситуацию ребенка, а то и просто о ней не знает,

— не учитывает (и не использует!) семейные приоритеты и ценности конкретной семьи,

— не использует или нерационально использует возможности родителей,

— не управляет активностью и энергией родителей, направленной на получение максимальной пользы для своего ребенка, а, наоборот, старается эту активность погасить или хотя бы снизить, как непредсказуемую и опасную,

— не делится с родителями своими наблюдениями и успешным опытом обучения ребенка, использования его возможностей,

— не получает информации от родителей об их успешном опыте обучения ребенка, или не доверяет этому опыту,

— сталкивается с тем, что родители смотрят на школу глазами ребенка, поскольку у них недостаточно собственной информации и др.

Родитель:

— имеет искаженную или неточную, неполную информацию о происходящем в школе,

— не знает, как ведет себя в школе ребенок, поскольку поведение непосредственно зависит от среды, а в школе она иная, чем дома; по этой же причине не может повлиять на поведение ребенка в школе,

— как правило, знает требования школы, но не понимает, почему они применяются к нему и к его ребенку именно таким образом, поэтому, нередко, игнорирует их или даже активно отвергает,

— не получает информации от учителя об успешном опыте обучения ребенка и не может использовать этот опыт дома,

— постепенно начинает относиться к учителю и школе, как к источникам непредсказуемых неприятностей, непонятных требований, безосновательной критики; в связи с этим, старается учителей и школы избегать, что только усугубляет ситуацию.

Второй источник недоразумений, иногда превращающихся в серьезные проблемы и конфликты, психологический. Речь об эмоциях, вернее, о недостаточном внимании, которое им уделяется педагогами и администрацией некоторых школ. Все-таки, образование — это, прежде всего, люди — дети, родители, бабушки-дедушки, завучи и директора, прочие специалисты. А во взаимоотношениях людей всегда много эмоций, и возникают они по самым разным, порой, мелким поводам, причем, повлиять на взаимоотношения могут очень серьезно.

Одним из поводов для появления негативных эмоций становится непонимание того, что происходит, и непонимания позиции других лиц в этой ситуации. Непонимание, в свою очередь, возникает из-за недостатка информации, о котором мы говорили выше. Но есть и другие причины для эмоций, на которые хотелось бы обратить внимание.

Серьезный повод для возникновения эмоций — оценки. Важную часть деятельности педагога составляет оценивание деятельности учеников. Я подчеркиваю, именно деятельности, поведения учеников, а не их самих, не их личности! Об этом, увы, забывают сплошь и рядом, как учителя, так и родители. Сейчас речь не только об оценках, выставляемых в дневник, но и о словесных, описательных оценках поведения и деятельности. Любые оценки ребенка вызывают вполне определенные эмоции у родителей, тем более что практически всегда воспринимаются, как оценки их самих и их родительской компетентности. То есть, например, двойка в дневнике воспринимается родителем не только как оценка знаний ребенка по предмету, но и как двойка ему, родителю, не позаботившемуся о должной подготовке сына или дочери к уроку. При этом как-то возразить или оправдаться не получится — прямого канала связи с учителем не существует, объясниться невозможно. Невозможно возразить и на критику учителем ребенка на родительском собрании — не будешь же оправдываться при всех. Так постепенно формируется общий негативный фон отношения родителей к школе и учителям.

Исходя из изложенного, попробуем сформулировать некоторые возможные шаги, которые могут быть полезными для выстраивания подлинных отношений сотрудничества, взаимодействия педагогов и родителей как союзников в общем деле образования детей.

Прежде всего, необходимо обеспечить прямую коммуникацию, возможность встречаться, говорить и слушать, обмениваться информацией, делиться опытом, договариваться всем заинтересованным сторонам — учителям, руководству школ, мамам, папам, бабушкам и дедушкам (если они хотят принимать активное участие в обучении и воспитании детей). Речь, конечно, в первую очередь, о родительских собраниях, но не только о них. Это могут быть и самые разные классные мероприятия, и индивидуальные консультации учителей для родителей, в том числе организуемые с использованием Интернета (электронная почта, Скайп, родительский форум класса или страничка в соцсети и т. п.), и школьные средства массовой информации (школьная и классная газеты, школьный сайт и сайт класса), просто регулярно выделяемое учителем время, когда его никто не будет отвлекать, и любой родитель может прийти и поговорить о своем ребенке и др.

При этом хорошо, если в процессе общения учитель:

— выслушивает проблемы и трудности родителей, пожелания, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы,

— интересуется обстоятельствами семейной жизни ребенка, принятым укладом жизни семьи, сложившимися взаимоотношениями и ролью в воспитании ребенка каждого члена семьи,

— ставит родителей в известность о текущей жизни школы и класса, о происходящих событиях и мероприятиях, ближайших и отдаленных планах,

— информирует о способах и критериях оценки той или иной деятельности ребенка,

— делится наблюдениями и своим опытом обучения ребенка,

— критически относится к своему опыту, учитывая, что ситуация в обществе меняется достаточно быстро, и его профессиональные знания и навыки нуждаются в постоянном уточнении и совершенствовании,

— учитывает роль оценок ребенка в эмоциональном состоянии родителей,

— на общих мероприятиях (например, родительских собраниях) поднимает вопросы, важные и интересные для всех родителей; проблемы и критические замечания обсуждает индивидуально с теми, к кому они относятся,

— включает родителей в жизнь класса (участие в подготовке и проведении мероприятий, в подготовке проектов и др.)

— если необходимо предъявить требование или выразить критику, пользуется культурным способом предъявления требований и критики: описывает то, что происходит (без оценок и эмоций, так, как сняла бы видеокамера), после чего выражает пожелание. Например: «Вы не были на прошлом родительском собрании. Я бы хотела, чтобы Вы не пропускали их в будущем» или «Коля сделал много ошибок в прошлом диктанте и получил двойку. Я бы хотела, чтобы Вы повторили с ним дома такие-то правила». Затем, выслушивает возражения, принимает их во внимание или повторяет требование еще раз.

— не забывает, что критикуется только поведение, а не личность ребенка или его характер.

Хорошо, если в процессе общения родитель:

— выслушивает информацию, предоставляемую учителем, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы,

— серьезно относится к требованиям учителя, школы, принимает их к сведению и старается соблюдать, поскольку, как правило, они имеют в своей основе государственные требования и не могут быть изменены школой,

— доверяет опыту учителя, признает его статус и профессионализм, прислушивается к его советам,

— старается включаться в жизнь класса, школы,

— сообщает учителю контактные данные для связи, в том числе, оперативной (мобильный телефон, электронную почту),

— по возможности, заранее договаривается с учителем о своем посещении школы, о вопросах, которые хотелось бы обсудить,

— по возможности, в разговоре с учителем избегает эмоциональных заявлений и оценок,

— помнит, что учителя, которые не любят детей, встречаются не так уж часто: им в школе не выжить; а таких, кто не хотел бы детям добра, вообще не бывает,

— в случае возникновения проблем, обсуждает их, в первую очередь, с самим учителем, стараясь найти взаимоприемлемый вариант решения, если это не удается, обращается к завучу или директору школы.

Если же конфликта избежать все-таки не удалось, нужно направить все силы на то, чтобы оставаться в рациональном, конструктивном русле, не позволять эмоциям брать верх. Психолог Людмила Дмитриевна Столяренко, приводит 10 «нельзя» в любой конфликтной ситуации (http://www.elitarium.ru/2010/12/10/kodeks_povedenija_konflikt.html) Итак, нельзя:

  1. Критически оценивать партнера.
  2. Приписывать ему низменные, отрицательные намерения.
  3. Демонстрировать знаки превосходства.
  4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.
  5. Игнорировать интересы партнера.
  6. Уменьшать заслуги партнера и его вклад.
  7. Преувеличивать свои заслуги.
  8. Раздражаться, кричать, нападать.
  9. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
  10. Обрушивать на партнера множество претензий.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 4

  • фото
    Рада 26 марта 2015

    добрый день. у моей дочери конфликт с классом и педагогом. учитель не задумываясь обвиняет ее во всем, даже когда моя дочь не виновата (хотя родительницы подтверждают факт глумления над ребенком сверстников). учителю проще наругать одну, чем обсуждать эту тему со всем классом. ребенок у меня трудный, гордый и вспыльчивый. но это не обозначает, что она не имеет право на спокойную обстановку в школе. подскажите как быть? говорила с учителем, даже при всем классе. при мне она заставляла говорить детей о том, что моя дочь во всем виновата сама, хотя они это отрицали. в какой момент пошла такая явная не любовь педагога не знаю, идти на компромисс она не хочет. подскажите и помогите пожалуйста

  • фото
    Игорь Савченко 27 марта 2015

    Здравствуйте, Рада. Я не смогу ответить на Ваш вопрос сразу, поскольку, чтобы разобраться, мне нужна дополнительная информация. Сколько лет Вашей дочери? В каком классе она учится? У нее конфликт со всем классом или только с некоторыми детьми? Есть ли у нее подруга в классе? С кем раньше начался конфликт - с учителем или с классом? По поводу чего конфликт? Какую тему учитель не хочет обсуждать со всем классом? На какой компромисс не хочет идти педагог, что Вы ей предлагали?
    Я думаю, что по ходу ответов на эти вопросы, могут возникнуть новые. Возможно, некоторые сведения Вам будет неудобно обсуждать на этой странице, что называется, "при всех". Поэтому мы можем поступить таким образом: напишите мне на почту sav-i@ya.ru Я постараюсь помочь.

  • фото
    Aigerim 02 августа 2015

    Здравствуйте! Какие вопросы надо задавать директору чтобы узнать побольше о школе

    • фото
      Оксана Савченко 06 августа 2015

      Думаю, есть смысл поинтересоваться:
      1. Есть ли у школы какие-то особенности: углубленное изучение каких-то предметов, гимназические или лицейские классы, коррекционные классы? Если ребенок будет учиться в начальной школе, то по каким программам ведется обучение (подумайте, "потянет" ли ребенок эту программу)?
      2. Сколько детей будут учиться в классе? (идеально - 20-25)
      3. Есть ли бесплатные группы продленного дня?
      4. Есть ли дополнительное образование (кружки, секции), которые мог бы посещать Ваш ребенок?
      5. С какого класса начинается изучение иностранных языков, компьютерной грамотности?
      6. Будут ли предъявляться к ребенку какие-нибудь особенные (свойственные именно этой школе) требования?

      Кроме разговора с директором важно познакомиться с учителем, который будет работать с ребенком, и познакомить с ним (с ней) ребенка. Пройтись по школе, посмотреть, какая информация вывешена на стендах, есть ли упоминания о выставках, конкурсах, олимпиадах, вывешены ли фотографии о жизни школы, победителях конкурсов и олимпиад, соревнований. Вообще, внешнее состояние помещений школы, как показатель отношения к школе администрации, персонала и учеников.