Умение учиться самостоятельно

Мечта каждого родителя и каждого учителя — ребенок, который учится заинтересованно и самостоятельно. Не случайно устойчивой популярностью пользуются статьи и книги с названиями вроде: «Учение с увлечением», «Как учиться с интересом», «Обучение как приключение» и подобные. Специалисты подтверждают — повысить мотивацию ребенка к обучению возможно, обучить ребенка умению учиться самостоятельно можно тоже. Но как это сделать на практике?

Педагоги и психологи в своих публикациях предлагают разные подходы и методы. Заинтересованным родителям и учителям я бы порекомендовал несколько книг на эту тему. Например, Берджес Д. Обучение как приключение: как сделать уроки интересными и увлекательными — М.: Альпина Паблишер; Гиппенрейтер Ю.Б. «Как учиться с интересом» — М.: Издательство АСТ; Джонсон С., Джонсон К. Одноминутный учитель — Минск: ООО «Попурри»; Лукас Б. Обучение без торможения. — М.: Изд-во Эксмо; Развитие учебной самостоятельности // Цукерман Г.А., Венгер А.Л. — М.: ОИРО.

Сам же я в этой публикации воспользуюсь некоторыми рекомендациями авторов перечисленных книг, сделав, однако, акцент на подходах, связанных с изменением поведения, о которых я писал в предыдущих публикациях, и которые, в частности, отражены в уже упомянутой книге Спенсера и Констанс Джонсон «Одноминутный учитель». На мой взгляд, материал этой публикации можно использовать, в первую очередь, старшим школьникам при подготовке к сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Кроме того, им могут воспользоваться взрослые — родители, педагоги — для выстраивания собственной программы самообразования.

Итак, попробуем последовательно ответить на вопрос: «Как научиться учиться самостоятельно?»

Вы играли когда-нибудь в футбол или хоккей, баскетбол или городки? Что вы чувствовали, когда вам удавалось поразить цель (забить гол, забросить мяч в корзину, выбить фигуру с поля)? Практически каждый ответит: «Я испытывал большое удовольствие и гордился собой!» Некоторые говорят: «Мне стало хорошо на душе!» Заметим: достижение цели резко улучшает настроение и приносит удовольствие.

А вообще, как часто в жизни вам удается достигать поставленных себе целей? Ответ на этот вопрос не будет однозначным. К сожалению, большинство поставленных целей так и остаются благими намерениями. Причины, по которым нам не удается достигать своих целей, могут быть самыми разными, но чаще всего у нас не хватает энергии, сил, а то мы и просто забываем, что как раз сегодня наметили себе «покорение каких-то высот». Сделаем себе еще одну заметку: для сохранения энергии поставленных целей нужно их записывать и хотя бы несколько раз в день просматривать.

Чего хочет большинство людей, какие цели ставят? Оказывается, большинство целей, к которым стремятся и дети, и взрослые, похожи и отражают их желания: пользоваться любовью и уважением или хотя бы симпатией и признанием со стороны других людей; добиться успеха в каком-то деле; быть счастливым; нравиться самому себе (быть в согласии с самим собой). Фактически, учебные цели «работают» на исполнение большинства из перечисленных желаний. Вот только их нужно правильно сформулировать. Джонсоны предлагают шесть шагов для правильной формулировки цели.

  • Цель должна говорить о том, чему я хочу самостоятельно обучиться.
  • Цель должна быть записана от первого лица в настоящем времени (Как будто то, чего я хочу достичь, происходит прямо сейчас. Например: «Я лучше слушаю объяснения в классе, и теперь мне становится гораздо легче выполнять домашние задания»).
  • Цель должна быть сформулирована по возможности кратко.
  • Должно быть указано время достижения цели (например, конкретная дата) и описано, что конкретно должно свершиться к этому времени.
  • Цели нужно регулярно перечитывать, наглядно представляя, как хорошо я буду себя чувствовать, когда их достигну.
  • Перечитывая цели, стараться понять, соответствует ли им мое поведение.

Пример учебной цели, сформулированный старшеклассницей: «Я получаю более высокие оценки. Я готовлюсь к поступлению в хорошее высшее учебное заведение. Я чувствую себя умной и сообразительной. Я чувствую себя способной на достижение любого успеха. Мне нравится испытывать чувство гордости собой».

Часто наше поведение комментируют и другие люди. Как правило, это негативные комментарии, замечания. Как я уже писал в предыдущих публикациях, мы легко «ловим» человека на том, что он делает неправильно, и сообщаем ему об этом. И мы очень плохо умеем поддерживать успехи, особенно когда они еще небольшие и не очень заметные. Также поступают с нами и окружающие. В конце концов, мы и сами научаемся постоянно критиковать себя, обвинять, осуждать. Поэтому большинство из нас (и взрослые, и дети) большую часть времени недовольны собой. Однако самоуважение, признание собственного достоинства — краеугольный камень благополучия и успеха в жизни! Поэтому важный навык, которому необходимо научиться — отслеживать свое поведение, «ловить» себя на том, что делается правильно, и награждать похвалой. Этому стоит не только научить детей, но и научиться самим педагогам и родителям в отношении себя.

Кстати, для педагогов замечу — у ребенка, увлеченного самонаблюдением и поиском того, что он делает правильно, чтобы себя похвалить, совсем не остается времени на придумывание каких-то шалостей, хулиганство, нарушение дисциплины. Обратите на это внимание и поддержите такое его стремление!

Умение «поймать себя на правильном» не только повышает самооценку и самоуважение, оно резко усиливает и учебную мотивацию. Многие дети не хотят учиться, потому что «неуспешны». Замечая и отмечая «самопохвалой» даже маленькие свои успехи, они меняют свое отношение к учебе. Кроме того, через какое-то время они начинают замечать, что некоторые дела у них получаются лучше, чем другие, то есть заслуживают большего числа «самопохвал». Другими словами, они начинают замечать свои способности. Появляется желание развивать их. В дальнейшем это может позволить более осознанно выбирать профили обучения и будущую профессию.

Для того чтобы быть максимально эффективной «самопохвала» должна быть правильно сформулирована и предъявлена. Джонсоны предлагают следующие пять действий, чтобы похвалить себя.

  • Я хвалю себя немедленно.
  • Как только я сделал что-либо правильно, я тут же конкретно сообщаю самому себе, что именно сделано мною правильно или хотя бы приблизительно правильно.
  • Я говорю себе, какие хорошие чувства испытываю применительно к тому, что я сделал сейчас правильно. И держу паузу в несколько секунд, чтобы действительно прочувствовать свой успех.
  • Я напоминаю себе, что являюсь по-настоящему хорошим человеком.
  • Я призываю себя продолжать такое же хорошее поведение, потому что хочу снова и притом вскоре испытать такие же хорошие чувства — и по отношению к своему поведению, и по отношению к самому себе.

Пример похвалы, сформулированной правильно. Девочка поставила цель — получить четверку на контрольной по истории, и получила четверку. Похвала: «Я заработала четверку на контрольной по истории. Тем самым я добилась своей цели. Я горжусь своим достижением. Я с нетерпением жду, когда смогу показать дневник своим родителям. Я чувствую себя ответственным человеком. Я испытываю хорошие чувства в связи с тем, чему я научилась. Я чувствую себя способной добиваться успехов».

Обращу внимание на то, что для правильной «самопохвалы» важно не только произносить себе правильные слова, но и обязательно эмоционально прочувствовать свой успех.

И еще одно важное замечание, касающееся мотивации. Нередко наши поступки мотивирует их полезность. Например, мальчик учится пользоваться столярными инструментами, чтобы потом уметь сделать мелкий ремонт дома. Учителям в средней школе бывает очень сложно найти непосредственную практическую ценность изучения, например, физики, химии или литературы, чтобы дети почувствовали ее значимость для себя здесь и сейчас. Однако в книге Джонсонов предлагается использовать косвенную мотивацию. Изучение материала не потому, что он мне завтра практически где-то пригодится, а потому, что я смогу больше нравиться себе и больше уважать себя, сумев выучить и понять «даже вот это!», тем самым, став умнее. Это может стать очень серьезным источником мотивации.

Когда выше шла речь о правильной постановке целей, в пункте 6 было указано: «стараться понять, соответствует ли им мое поведение». Как же быть, если мы вынуждены признать, что в данный момент наше поведение не соответствует нашей цели? Например, мы решили каждый день утром заниматься зарядкой. Но вот сидим, завтракаем, а зарядку так и не сделали.

Джонсоны отмечают, что чаще всего люди либо игнорируют («не замечают») свое неправильное поведение, либо начинают испытывать раздражение и гнев на самих себя. Они предлагают не «прятаться» от своего неправильного поведения, а научиться замечать (распознавать) его как можно раньше и признавать как факт. После чего сразу же использовать «Одноминутное Исправление». То есть, в первой половине минуты следует внимательнее присмотреться к тому, что вы наделали, и подвергнуть критической оценке собственное поведение. Во второй части процесса исправления и возвращения в норму надлежит рассмотреть, кто вы такой, и похвалить себя за это.

Подробнее они описывают этот процесс следующим образом.

Первая половина минуты:

  • Я стараюсь как можно скорее обнаружить, когда мое поведение не соответствует моей цели.
  • Я говорю себе совершенно конкретно, что именно сделано мною неправильно — что мешает мне двигаться к цели.
  • Я безмолвствую в течение нескольких секунд, чтобы всесторонне прочувствовать свой «промах». Чем менее комфортно я себя чувствую, тем больше хочу исправиться.

Вторая половина минуты:

  • Я напоминаю себе, что в данный момент мое поведение нельзя назвать хорошим, но сам я являюсь хорошим человеком. Я перенацеливаю свое поведение и хорошо думаю о себе. Я не защищаю свое поведение — даже перед самим собой.
  • Я до конца разбираюсь, чего именно я хочу достичь. Я изменяю свое поведение и исправляюсь.

Пример возможного варианта «Одноминутного Исправления». «Только что я солгал. Солгал я по поводу того, что вчера вечером будто бы сделал свое домашнее задание по английскому языку. Я думал, что обманываю свою учительницу, но в действительности обманул самого себя. И это отнюдь не вызывает у меня какого-то хорошего чувства.

<Пауза>.

Но вместо того чтобы игнорировать его, как я это делаю обычно, сегодня я позволяю указанному неприятному чувству — чувству, которое мне совершенно не нравится, — действительно завладеть мной, и я полностью погружаюсь в него.

Ведь чем хуже я себя чувствую, тем больше учусь. Я не хочу лгать.

Мое недавнее поведение нельзя признать хорошим, но сам я — хороший человек. Я лучше, чем моя ложь. Я заслуживаю лучших чувств, чем то, которое охватило меня сейчас.

И поскольку я хороший человек, то теперь я делаю следующий выбор — стараться говорить только правду.

Я думаю о себе хорошо, зная, что в следующий раз наверняка буду говорить правду.

Я хочу вскоре снова испытать такие же добрые чувства, снова думать о себе хорошо».

Если отнестись строго к предложенным формулировкам «целей», «похвал» и «исправлений», можно отметить их несколько искусственный характер. Да и нет у детей такого словарного запаса, чтобы так формулировать фразы! Это правда. Просто, я думаю, авторы хотели привести максимально соответствующие ситуациям формулировки, учитывая, что на их основе читатели сами смогут решить, как формулировать цели, похвалы и исправления для себя и как учить этому детей. Поэтому и сам я решил привести здесь практически полные цитаты и не вносить в них правки с учетом возраста детей и нашей культуры.

Важен еще один момент. Для того чтобы сформулировать правильно соответствующие фразы, человеку необходимо наблюдать за своим поведением и уметь описывать его словами. Это не только как раз и расширяет словарный запас, но и учит рефлексии — обдумыванию, анализу своего поведения, а значит, и лучшему пониманию самого себя и других людей.

Мне представляется, что наиболее эффективным способом освоить описанный здесь метод управления своим поведением (в первую очередь, учебным) будет освоение его взрослым (учителем или родителем), а потом обучение ему ребенка (детей). Тогда можно будет со знанием дела отвечать на задаваемые ими вопросы.

И конечно, если вы хотели бы значимо повысить мотивацию детей к обучению, предлагаю внимательно ознакомиться с перечисленными выше книгами, большинство из которых вы сможете скачать в Интернете.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0