Управление поведением. Использование подкрепления

В предыдущих публикациях не раз было показано, что поведение людей может меняться в связи с изменениями окружающей среды. Влияя на окружающую среду, можно усилить поведение или ослабить, погасить или перенаправить, сделать так, что поведение вовсе не начнется или прекратится, едва появившись. Иными словами, поведением можно управлять. Педагоги и родители часто вполне эффективно управляют поведением детей, опираясь, в основном, на свою интуицию. Обсудим подробнее, как можно организовать этот процесс осмысленно и целенаправленно, используя научные данные, полученные в рамках прикладного анализа поведения. В этой публикации поговорим об усилении поведения. В следующих — об ослаблении и других аспектах управления.

Нередко случается так, что ребенок демонстрирует какое-то социально одобряемое («хорошее», «положительное», «полезное») поведение, но происходит это редко, коротко по времени, недостаточно интенсивно. Например, может вести себя дисциплинированно в классе, выполнять инструкции учителя, но совсем недолго. Потом начинает отвлекаться, мешать другим, нарушать дисциплину и т. п. Учителя хотели бы усилить его хорошее поведение, сделать его продолжительнее. Или — ребенок может убирать за собой игрушки, но убирает неохотно и не все. Родители хотели бы усилить его поведение, то есть сделать так, чтобы он убирал все игрушки. Еще пример: ребенок умеет чистить зубы, но делает это не всегда, даже если ему напоминать. Родители хотели бы, чтобы это поведение повторялось чаще.

Усиление поведения обеспечивается подкреплением. Подкрепление — это какой-то стимул или событие, которые происходят сразу после поведения и повышают вероятность повторения этого поведения в будущем. Например, учитель похвалил ребенка после того, как тот правильно решил задачу. Ребенок стал чаще браться за решение задач. То есть похвала учителя стала подкреплением для поведения ребенка решать задачи. Другой пример: ученик начал раскачиваться на стуле во время урока. Учитель сделал ему замечание. Через некоторое время ученик снова стал раскачиваться на стуле. Все повторилось и после следующего замечания учителя. Таким образом, замечания учителя (точнее, внимание, которое учитель уделял ученику) стали подкреплением для поведения ученика раскачиваться на стуле. Как видим, подкрепление — не обязательно что-то приятное.

Заранее трудно узнать, что станет подкреплением в том или ином случае, можно только примерно предполагать. Поэтому при выборе подкреплений для усиления нужного поведения специалисты действуют опытным путем, то есть сначала проверяют, пробуют, будет ли тот или иной стимул подкреплением для данного поведения.

Иногда можно услышать такое заявление от мамы ребенка: «Мой сын очень любит мороженое. Я пробовала предлагать ему мороженое сразу после того, как он сделает домашнее задание. Он получает мороженое, когда выполняет домашнее задание, и не получает, когда выполняет не полностью. Но он все равно не хочет делать уроки!». Как объяснить такую ситуацию? Теория подкреплений неверна? Вовсе нет! Просто для данного целевого поведения (делать домашнее задание) мороженое не является подкреплением. Маме нужно поискать другое подкрепление, которое будет работать для этого поведения.

Существуют разные классификации подкреплений. Например, подкрепления делят на безусловные и условные. Безусловные действуют одинаково для всех людей и связаны с врожденными потребностями. Это могут быть: еда, питье, сон, комфорт и др. Эти подкрепления эффективны, когда человеку их не хватает. При насыщении их эффективность снижается, они все меньше и меньше усиливают поведение.

Условные подкрепления формируются в результате накопления человеком индивидуального опыта, поэтому специфичны для каждого. Условными подкреплениями часто становятся деньги, игрушки, смартфоны, компьютеры, наклейки, внимание и одобрение со стороны других людей и др. Практически любой предмет или любая активность может быть условным подкреплением для поведения какого-то человека.

Условные подкрепления тоже насыщаемы. То есть, если человек имеет к ним свободный доступ (например, ребенок в любое время может взять любимую игрушку и играть с ней), они быстро теряют свою «подкрепляющую силу».

Более подробная классификация подкреплений разделяет их по формальным признакам. Это подкрепления:

  • пищевые (вода, сок, газировка, конфеты, мороженое, жвачка, фрукты, ягоды и многое другое),
  • сенсорные (массаж, щекотка, поглаживание перышками, лампочки или бенгальские огни, звуки, мелодии, запахи и др.),
  • предметные (наклейки, игрушки, открытки, деньги; вообще, это может быть практически любой предмет),
  • активностные (побегать, попрыгать, поиграть в футбол, поиграть в настольную игру или на компьютере, почитать, посмотреть кино, послушать музыку, пойти в цирк и др.)
  • социальные (похвала, одобрение, подбадривание, зрительный контакт, обнимание, похлопывание по плечу и др.).

Подкрепления могут быть положительными и отрицательными. Под словом «положительный» имеется в виду, что какой-то стимул добавляется, а под словом «отрицательный», — что какой-то стимул убирается, отнимается. Но в любом случае, если поведение становится чаще, то это означает, что добавление или удаление стимула стало подкреплением для данного поведения. Похвала мамы или папы, хорошая оценка, одобрительные возгласы одноклассников, — все это примеры положительных подкреплений для поведения учения, если это поведение становится чаще. Снижение неприятных ощущений от холодных капель дождя — отрицательное подкрепление для поведений открывать зонтик или надевать плащ. Штраф за нарушение правил дорожного движения — отрицательное подкрепление для поведения соблюдать правила.

Поощрения — мощный инструмент в руках родителей, учителей, управленцев для усиления и укрепления желательного поведения детей, учеников, подчиненных. Однако эффективность подкреплений, их «усиливающий потенциал» может быть очень разным. Эффективность подкрепления зависит от его обусловленности, незамедлительности, размера и депривации.

«Обусловленность» означает буквально: одно является условием другого. Так, правильное решение задачи является условием получения хорошей оценки (или, получение хорошей оценки обусловлено правильным решением задачи). Включение телевизора обусловлено нажатием кнопки «вкл." на пульте управления (или, нажатие кнопки «вкл." на пульте управления является условием включения телевизора). Иными словами, эффективность конкретного подкрепления будет выше, если оно будет предоставляться только за то поведение, которое требуется усилить. Эффективность подкрепления будет ниже, если одно и то же подкрепление будет предоставляться за разные поведения. Например, эффективность в качестве подкрепления слова «Молодец!», произносимого после разных поведений, что называется «направо и налево», очень низкая. Это слово практически не усиливает поведение, после которого произносится.

Требование «незамедлительности» означает, что подкрепление должно быть предоставлено сразу же после желаемого поведения. Буквально в течение нескольких секунд. Чем больше промежуток времени между поведением и подкреплением, тем эффективность подкрепления ниже. Кроме того, поведения человека обычно сменяют друг друга — заканчивается одно, тут же начинается другое. Если не предоставить подкрепление сразу за целевым поведением (за тем, которое мы хотим усилить), начнется другое поведение и усиленно будет уже оно.

Для усиления поведения важен также размер подкрепления. Если размер подкрепления слишком мал, оно почти не усилит целевое поведение. А если слишком велик, то быстро произойдет насыщение, и подкрепление потеряет свою эффективность. Размер подкрепления должен быть связан с усилиями, затрачиваемыми человеком на поведение. Если ребенок только учится новому поведению, оно дается ему с большим трудом, а значит, заслуживает большого размера подкрепления. По мере освоения поведения, оно дается ребенку все легче и легче. Значит и размер подкрепления должен уменьшаться, постепенно сходя на нет. Поскольку бывает достаточно трудно точно подобрать размер подкрепления, специалисты считают, что в случае сомнений, лучше предоставить подкрепление немного больше, чем немного меньше.

Еще одним фактором, влияющим на эффективность подкрепления, является депривация. Термин «депривация» противоположен по смыслу термину «насыщение». То есть депривация — это отсутствие доступа к тому, что очень хочется. Если ребенок давно не играл на компьютере, доступ к компьютерным играм будет мощным подкреплением. Если же он может в любое время включить компьютер и поиграть, доступ к компьютерным играм будет очень мало усиливать поведение, после которого он предоставлен (или даже не будет усиливать вовсе).

Таким образом, использование подкреплений сводится 1) к определению поведения, которое мы хотим усилить, 2) выбору подкрепления и 3) применению этого подкрепления с учетом описанных выше факторов, обеспечивающих его эффективность.

Взрослый, заинтересованный в помощи по дому, может подкреплять выполнение домашних дел ребенком (или, например, супругом). Нужно только подобрать адекватное подкрепление.

Учитель, заинтересованный в дисциплинированном поведении ученика на уроке, может предоставлять подкрепление через каждые 10 минут, если в течение этих 10 минут ученик ни разу не нарушил дисциплину (постепенно этот промежуток времени нужно увеличивать, доводя его со временем до 45 минут, а начать можно и с 5 или даже с 3 минут, если ученик нарушает дисциплину слишком часто).

Руководитель, заинтересованный в росте какого-то трудового показателя работника (например, производительности труда рабочего или успеваемости учеников у учителя и др.), предоставляет работнику подкрепление каждый раз, как только выбранный показатель увеличивается, и не предоставляет, если не увеличивается. В этих случаях, правда, нужно иметь в виду, что если показатель не растет, значит то, что выбрано в качестве подкрепления, на самом деле, подкреплением не является и нужно искать другое.

Родители и учителя часто справедливо беспокоятся — не «подсадим» ли мы детей на подкрепления, как на наркотик, не станут ли они делать все, что положено, только «за конфетку»? Это справедливый вопрос. Действительно, у ребенка можно сформировать зависимость от поощрений, если подкреплять каждое его правильное поведение. Через некоторое время он начнет ходить за взрослым и выпрашивать награду. Но подкрепления, причем, достаточно сильные, бывают нужны только на начальном этапе обучения новому поведению (новому навыку). Когда ребенку действительно трудно. По мере освоения поведения (навыка), постепенно уменьшается и размер подкрепления, и частота его предоставления. Например, если сначала почти всегда подкрепление предоставляется за каждый эпизод правильного поведения, то через некоторое время (по мере освоения ребенком поведения) подкрепление начинают предоставлять за два эпизода, еще через некоторое время за три, а потом и вовсе «ломают систему», подкрепляя то один, то пять, то три, то четыре, то два эпизода, то семь. В результате ученик не знает, когда ему могут предоставить подкрепление, и постоянно демонстрирует целевое поведение. Важно только потом хотя бы изредка подкреплять поведение, которому ребенок научился. Если подкрепления прекратить совсем, выученное поведение тоже через некоторое время расформируется.

Иногда поведение удобно мерить не количеством эпизодов, а продолжительностью. Например, если педагог хочет научить ребенка дольше сосредоточивать внимание на занятии, то он может сначала предоставлять подкрепление за минуту сосредоточенной работы. Через некоторое время — за две минуты, потом — за три. Так можно постепенно довести время концентрации внимания на занятии до нормативных значений (15–20 мин.)

Усиление поведения с помощью подкреплений — основной инструмент практической работы в прикладном анализе поведения. Надеюсь, данная публикация прояснит, как лучше использовать этот инструмент. В следующей публикации мы поговорим о возможностях ослабления и гашения нежелательного поведения.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0