Управление поведением. Ослабление и гашение проблемного поведения

В прошлой публикации обсуждались возможности усиления желательного поведения. Усилить поведение можно, используя подкрепление. Но как быть, если речь идет о неприемлемом, проблемном поведении? Можно ли его остановить или хотя бы ослабить? Конечно, это возможно. Однако сначала нужно определить, действительно ли то или иное поведение является проблемным.

Существуют три критерия, позволяющие решить, является поведение приемлемым или нет. Поведение считается проблемным и нуждающимся в коррекции, если оно:

  • опасно для самого ребенка или окружающих, и/или
  • мешает учебе самого ребенка или окружающих его детей, и/или
  • мешает социализации самого ребенка или окружающих его детей.

Поведение не опасное для ребенка и окружающих, не мешающее учебе ребенка и окружающих, не мешающее социализации ребенка и окружающих можно считать приемлемым и не нуждающимся в коррекции. Например, агрессивное поведение является опасным, может мешать учебе и социализации ребенка. Поэтому его считают нежелательным и нуждающимся в исправлении. Поведение истерики обычно не опасно ни для ребенка, ни для окружающих, но может мешать учебе и мешает социализации. Поэтому его также считают нежелательным и стараются исправить. Поведение сверхподвижного, импульсивного ребенка (таких детей часто называют гиперактивными) в некоторых случаях может создавать опасность для ребенка или окружающих (если может привести к травмам), а может и не создавать. Также такое поведение может мешать учебе ребенка и окружающих, а может и не мешать. Поэтому специалисты работают по коррекции гиперактивного поведения только до тех пор, пока оно не перестанет быть опасным и мешать учебе детей. Ребенок при этом все еще остается подвижным и импульсивным, но, когда удается научить его приводить свое поведение в культурные, социально-приемлемые формы, необходимость в коррекции отпадает. Таким образом, используя перечисленные критерии, можно оценить «желательность» любого поведения.

Предположим, какое-то поведение ученика учитель оценил как нежелательное. Что делать дальше?

В предыдущих публикациях говорилось о том, что любое поведение функционально, то есть выполняет какую-то функцию, имеет какую-то цель. Это значит, что останавливать поведение бессмысленно, организм человека на биологическом уровне будет пытаться выполнить функцию до конца. Например, если маленький ребенок научился с помощью истерик получать от родителей то, что он хочет, то попытки прекратить истерику приведут только к ее усилению, а то и перерастанию в агрессию или самоагрессию. Останавливая проблемное поведение (если нам вообще удается это сделать), мы часто получаем другое, еще более проблемное. Поэтому наиболее эффективной мерой будет не отмена, а замена нежелательного поведения на другое, социально-приемлемое, но обязательно выполняющее ту же функцию, какую выполняло проблемное. Если ребенок истерикой получает желаемое (например, смартфон мамы, чтобы поиграть на нем), первым шагом будет обучение его навыку культурно просить то, что он хочет. Если же родитель не может предоставить ребенку желаемое, то вторым шагом придется выяснить, как ребенок использует то, что он просит (во что играет на мамином смартфоне), а затем, научить его получать то же самое, но приемлемым способом (например, научить играть в схожие игры в реальности, с друзьями, а не на смартфоне).

К сожалению, часто педагоги и родители используют более распространенный способ ослабления поведения — наказание. Наказание — это стимул или событие, которые следуют сразу после какого-то поведения и приводят к снижению частоты этого поведения в будущем в сходных условиях. Например, ребенок хватает пробегающую мимо кошку за хвост. Кошка оборачивается и кусает ребенка за руку. В дальнейшем ребенок реже пытается хватать кошек за хвост. Другой пример: мужчина берется починить электрическую розетку. В ходе ремонта получает удар током. Поведение этого мужчины чинить розетки в будущем становится реже.

Специалисты делят наказания на положительные и отрицательные. Как и в случае с подкреплениями, слова «положительный» и «отрицательный» не несут никакого другого смысла кроме, соответственно, «что-то добавляется» или «что-то отнимается». Примеры положительных наказаний: выговор, обзывание, отчитывание, блокировка (взрослый встает так, что ребенок физически не может продолжать поведение), обусловленное задание (например, «упал-отжался» за плохое поведение), сверхисправление («нарисовал что-то на парте, смой свой рисунок и все остальные»), шлепки по попе и др. Во всех этих случаях что-то добавляется — какие-то слова, задания, шлепки. Примеры отрицательных наказаний: «плата за ошибку» (например, штраф), тайм-аут (например, постановка ребенка в угол, посадка на стул без возможности играть или с кем-то общаться на какое-то время и т. п.). Во всех этих случаях что-то отнимается — деньги, жетоны и т. п. или возможность играть, общаться с другими, развлекаться.

Как поощрения могут быть разной эффективности (в большей или в меньшей степени усиливать поведение), так разной эффективности могут быть и наказания. То есть они могут в большей или меньшей степени ослаблять поведение. Наказание будет более эффективным, если будут выполнены следующие условия.

  1. Наказание будет применено сразу же (не более 30 секунд) после нежелательного поведения.
  2. Наказание будет достаточно сильным, чтобы ребенку не захотелось больше демонстрировать наказываемое поведение; но, в то же время, оно не должно быть слишком сильным, иначе у ребенка «опустятся руки» и он вообще перестанет проявлять инициативу в разных ситуациях.
  3. Однажды наказанное поведение в дальнейшем будет наказываться всегда и у всех (наказали первоклассника за то, что бегал на перемене, придется наказывать всегда, когда будет бегать, а также наказывать и бегающих пятиклассников, и десятиклассников).
  4. Наказанное поведение никогда не будет поощряться (если учитель наказывает ученика за нарушение дисциплины на уроке, ученик не должен одновременно получать поощрение в виде восхищенных взглядов от других учеников за это же поведение; если какое-то поведение наказывает папа, его не должна поощрять бабушка).

Как видно из приведенного списка, обеспечить выполнение хотя бы одного из перечисленных условий, а тем более, всех сразу, практически невозможно. О том, что произошло нежелательное поведение, мы часто узнаем, когда прошло уже много времени, а значит, не сможем обеспечить выполнение условия 1. Определить нужную «силу» наказания часто тоже не представляется возможным, значит, мы наказываем либо слишком сильно, либо слишком слабо, нарушая условие 2. Не всегда есть возможность наказать нежелательное поведение из-за того, что мы вообще не знаем, о том, что оно произошло. А как часто взрослые разрешают себе поведения, которые наказывают у детей! То есть условие 3 тоже нарушается. Да и условие 4 не соблюдается, когда взрослым не удается договориться о едином подходе к воспитанию ребенка. Все это значит, что наказание практически всегда имеет низкую эффективность.

Кроме того, специалисты выяснили, что:

  • наказание практически всегда останавливает или ослабляет поведение ненадолго — поскольку функция поведения из-за наказания оказывается невыполненной (замену ведь никто не предложил), нежелательное поведение возвращается снова;
  • наказание может лишь останавливать проблемное поведение, но не научает новому поведению, поэтому ребенок так и не узнаёт, как вести себя в подобных ситуациях правильно, а значит позже снова повторяет неодобряемое поведение;
  • наказание приводит к появлению побочных поведений (истерика, агрессия, самоагрессия, выученная беспомощность и др.), которые нередко оказываются хуже того поведения, которое было остановлено наказанием;
  • эффект от наказания продолжается только пока есть угроза, как только угроза наказания исчезает, прекращается и поведение, которого добились с помощью наказания;
  • наказания разрушают контакт между взрослым и ребенком, тем самым разрушая или значительно ослабляя возможность влияния на ребенка (припомните родителя, воспитателя или учителя, который часто использует наказания; ответьте себе честно на вопрос, часто ли ему удается успешно влиять на детей?).

В связи с перечисленным, специалисты пришли к выводу о крайне низкой эффективности наказаний, и в работе с детьми предпочитают отказаться от наказаний вообще, используя их лишь в самых крайних случаях, когда речь заходит о наиболее опасных формах поведения. Что взамен? Гашение проблемного поведения, выборочное подкрепление желательного поведения, использование методик предупреждения нежелательного поведения.

Мы уже не раз говорили о том, что именно последствия поведения определяют, будет ли оно повторяться. Собственно, ради получения конкретных последствий и запускается то или иное поведение. Значит, если ожидаемых последствий не будет, поведение перестанет повторяться и прекратится. Прекращение поведения в результате того, что оно не получает ожидаемых последствий, называется гашением поведения.

Если ребенок просит у папы денег на карманные расходы, а папа никогда ему их не дает, поведение ребенка просить деньги у папы гаснет (прекращается). Если звонки по телефону заканчиваются тем, что абонент не поднимает трубку, наше поведение звонить этому абоненту довольно быстро прекратится (угаснет). Если в ближайшем к нашему дому магазине мы несколько раз подряд не смогли купить нужный нам товар, мы перестанем ходить в этот магазин (это поведение угаснет), а начнем ходить в другой, в котором нужный товар бывает чаще. Если ребенок своими шалостями не сможет спровоцировать гневного поведения учителя, то и поведение творить шалости скоро прекратится.

Важно отметить, что поведение, направленное на получение чего-то, может принимать разные формы. Так, поведение просить карманные деньги у папы может принимать форму словесной просьбы, намека, жалоб маме, капризов и даже истерики. Но функция будет одна и та же — получение денег. Поведение угаснет только в том случае, если ни в какой форме оно не получит нужных последствий (подкрепления, то есть денег). Если же, например, папа сдастся и в ответ на истерику все-таки выдаст ребенку некоторую сумму, в дальнейшем поведение просить деньги будет повторяться с новой силой, и погасить его станет гораздо сложнее.

Не всегда в процессе гашения нежелательное поведение просто плавно сходит на нет. Часто сначала оно, наоборот, на некоторое непродолжительное время резко усиливается. Ребенок как бы проверяет: что действительно не сдадутся? И если взрослым удается не пойти на уступки, выдержать некоторое время этот дополнительный напор, то после этого, поведение гаснет уже довольно быстро.

Итак, сегодня мы поговорили о том, что отличить приемлемое поведение от проблемного можно по трем критериям: приемлемое поведение безопасно, не мешает учебе и не мешает социализации самого ребенка и других детей. Нежелательное поведение можно ослабить и даже остановить, если использовать наказание. Однако применение наказаний приводит ко многим нежелательным последствиям, которых взрослые предпочли бы избежать. Поэтому специалисты по коррекции поведения стараются практически никогда не использовать в своей работе наказания. Методом, позволяющим навсегда избавиться от проблемного поведения, является гашение. Если нежелательное поведение ребенка, в какой бы форме оно не проявлялось, не будет получать желаемых последствий (подкреплений), то оно угаснет.

Есть и другие методы предупреждения и коррекции проблемного поведения. Они уже упоминались выше — это методы выборочного подкрепления желательного поведения, методики предупреждения нежелательного поведения и методики реагирования, если нежелательное поведение все же началось. О них я расскажу в следующей публикации.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0