Управление поведением. Предупредительные методики

В прошлых публикациях я рассказал о том, какое поведение может считаться проблемным, и о том, как можно ослабить такое поведение и усилить желательное. Мы говорили о том, что основной способ ослабления, прекращения нежелательного поведения, который, как правило, используют взрослые, это наказание. Так уж складывается ситуация в большинстве культур. В то же время, мы говорили и о том, что использование наказания практически всегда неэффективно и создает больше проблем, чем предлагает решений. Так происходит, потому что:

  • наказание почти всегда вызывает побочное поведение, которое может во многом быть опасней и хуже, чем то нежелательное поведение, которое мы пытаемся с помощью наказания остановить;
  • наказание не учит новому навыку или новому альтернативному поведению, оно лишь временно останавливает поведение. Ребенку становится понятно, какие его действия мы не одобряем, но как поступить иначе он по-прежнему не знает. А значит, будет повторять нежелательное поведение в схожих ситуациях и в дальнейшем;
  • наказание срабатывает только до тех пор, пока близка угроза, пока наказывающий рядом. Как только он уходит, проблемное поведение восстанавливается;
  • наказание разрушает контакт того, кто наказывает, с тем, кого наказывают. Парадокс: использование власти и силы приводит к резкому ослаблению нашего влияния на детей. Но разве этого мы хотим?
  • со временем наказания кончаются (подростка, юношу или девушку уже не шлепнешь по попе и не поставишь в угол).

Так как же быть, если поведение ребенка оставляет желать много лучшего? Если оно вредит самому ребенку и окружающим?

Специалисты предложили выход.

В предыдущих публикациях я описывал структуру поведения:

А — В — С, где

А — событие, непосредственно предшествовавшее поведению (англ. Antecedent);

В — собственно поведение (англ. Behavior);

С — последствия, события, последовавшие сразу после поведения (англ. Consequence).

А — антецедент, предшествующее событие. От него зависит, начнется поведение или нет.

С — последствия, последующее событие. Оно отвечает за то, будет ли поведение повторяться в будущем.

Таким образом, если мы не хотим, чтобы ребенок проявлял какое-то поведение (чтобы какое-то поведение начиналось), мы, прежде всего, должны убрать или изменить, А — предшествующее событие.

Обсуждая обстоятельства, предшествующие поведению, нужно рассмотреть в деталях, что может влиять или контролировать его, например, место нахождения ребенка, количество людей, время, день недели, конкретные события и другое. Попытаться определить, какие ситуации, события и обстоятельства запускают проблемное поведение, а также какие ситуации, события и обстоятельства никогда не сочетаются или редко сочетаются с проблемным поведением. Кроме того, надо выяснить, насколько эти события отдалены или приближены к поведению по времени, и как это влияет на увеличение вероятности возникновения поведения.

Например, проблемное поведение возникает в школе, но никогда дома. Проблемное поведение часто возникает в присутствии бабушки, но очень редко в присутствии папы. Проблемное поведение часто возникает утром и очень редко вечером. Нарушения дисциплины ребенком часто случаются на уроках русского языка и очень редко — на уроках физики. И так далее. Анализ ситуаций может помочь выяснить, какие обстоятельства способствуют появлению проблемного поведения, а какие, наоборот, препятствуют. В результате, можно будет так организовать среду, чтобы нежелательное поведение происходило как можно реже.

Методики, позволяющие предотвратить начало проблемного поведения, называют предупредительными (или «экологическими»).

Большинство форм поведения возникает в результате стимульного контроля, то есть когда произошло научение: определенные условия внешней среды позволяют получить определенные последствия, только если будет выполнено данное поведение. Например, внимание учителя можно получить, только если нарушить дисциплину в классе. Поэтому необходимо проанализировать условия и выявить те из них, при которых поведение с большей вероятностью произойдет.

Поведение не произойдет, если мы изменим или устраним стимулы (условия), «запускающие» поведение. Или если мы добавим какие-то новые стимулы, которые будут «запускать» другое (альтернативное, желательное для нас) поведение.

Например, мы можем:

  • убрать из поля зрения ребенка отвлекающие предметы;
  • написать правила (например, правила поведения в классе), и обсудить их с ребенком (с детьми). Правила могут быть новым, дополнительным стимулом, запускающим желательное поведение вместо нежелательного;
  • разбить предлагаемое ребенку задание на части. Тем самым задание не будет выглядеть таким сложным, и ребенок более охотно станет его выполнять, а частота появления поведения «отказываться от выполнения заданий» уменьшится;
  • не использовать при разговоре с ребенком какие-то слова, после которых начинается нежелательное поведение, заменив их на другие. Например, вместо слов «Нет», «Нельзя» и т. п. мы можем использовать слова «Лучше мы сделаем это позже» или «Конечно, ты получишь это, сразу же после того как сделаешь то»;
  • еще мы можем, например, поговорить с ребенком на тему его поведения, когда приближается время/событие, после которого поведение обычно происходит;
  • проинформировать ребенка заранее о том, что будет, если поведение все-таки произойдет, и так далее.

Специалисты предлагают использовать разные методики предупреждения нежелательного поведения в зависимости от цели этого поведения. Наибольшее распространение получили:

  • меры по увеличению предсказуемости событий: визуальные и текстовые расписания, списки и др.;
  • использование таймера;
  • прайминг;
  • подсказки;
  • изменение соотношения простых и сложных задач;
  • видеомоделирование и др.

Рассмотрим некоторые из перечисленных методик подробнее.

Люди гораздо спокойнее и увереннее чувствуют себя, когда понимают, что от них ожидают. Именно поэтому в различных общественных местах — в транспорте, торговых центрах, медицинских учреждениях и т. д., широко распространены всевозможные визуальные подсказки. Благодаря таким подсказкам люди понимают, как себя вести, куда идти, что можно делать в данных условиях, а чего нельзя. Учиться в школе будет гораздо удобнее, если и в школе будут активно применяться визуальные подсказки.

Визуальные расписания представляют собой последовательности картинок (иногда, картинок с подписями под ними), на которых изображены основные этапы выполнения какого-либо дела от начала до конца. Это могут быть основные этапы занятия (урока) в целом или основные этапы выполнения отдельного задания или упражнения. Визуальное расписание делает предстоящую работу понятной и предсказуемой, снижает тревожность ребенка по поводу ожидания неизвестного. Оно напоминает ребенку, что делать дальше, обращает его внимание на значимые, важные события.

Если ребенок хорошо пишет и читает, можно оформить расписание в текстовом виде, без картинок. Оно займет меньше места на бумаге, но серьезно потеряет в наглядности, что не всегда желательно.

Расписание ребенок может использовать сам, что избавит взрослых от лишних напоминаний. Кроме того, ученику всегда будет понятно, что уже сделано, а что еще нет.

Мобилизовать учеников на выполнение задания (решение задачи, выполнение упражнения) можно с помощью таймера. Крупные таймеры, на которых учитель выставляет время на выполнение задания, демонстрируют, как отведенное время постепенно уменьшается. Возникает невольное соревнование учеников со временем, значительно повышающее интенсивность работы.

Методика «прайминг» состоит в том, что ребенку заранее, до начала занятия, рассказывают о том, что будет происходить, и о том, что ожидается на уроке от ученика. Например, в самом начале урока учитель сообщает, что сегодня на занятии будет происходить то-то и то-то, затем, будет небольшое письменное задание, после — разбор задач и т. д. Такой подход снижает тревогу учеников, делает урок более предсказуемым и понятным.

Очень мощной поддержкой для учеников может стать использование учителем подсказок. Дело в том, что основной причиной разрушения учебной мотивации детей является их учебная неуспешность. Изучая новый материал, не все дети способны быстро усвоить его. В результате, совершают ошибки, получают замечания от учителя, насмешки от других детей. Из-за этого возникает желание вообще избегать учебной активности. Вовремя предоставленные учителем подсказки, позволяют справиться с этой проблемой, сохранить интерес детей к учебе. В дальнейшем подсказки можно будет уменьшить, а потом и вовсе прекратить.

Методика «изменение соотношения простых и сложных задач» состоит в том, что ребенку, заранее не предупреждая его об этом, предлагается сначала решить от одной до трех сравнительно простых задач, с которыми он обычно справляется, а потом — сложную задачу, затем, снова одну-три простых.

Видеомоделирование — это демонстрация ребенку видео, в котором представлено поведение или способ действий, которые ожидаются от ребенка, или каким его хотят научить.

Как видим, существует довольно много возможностей для предупреждения нежелательного поведения ребенка в разных ситуациях. Предупредительные методики вполне в состоянии заменить ставшие привычными наказания и позволяют сохранить доверительные отношения между детьми и взрослыми.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0