Лечение антибиотиками детей: насколько это безобидно?

Сегодня в общественном сознании существует множество точек зрения, причем нередко взаимоисключающих друг друга, о том, что же такое антибиотики, когда и как их надо применять, и насколько они опасны для человека. При ответе на эти вопросы достаточно популярны две крайности. По одним утверждениям, антибиотики — это «вредная химия», они угнетают иммунитет, вызывают дисбактериоз — нарушения в соотношении микроорганизмов в кишечнике, поэтому принимать их нельзя, а бороться с инфекциями организм человека должен своими силами. Другая категория участников дискуссии — сторонники антибиотиков, не очень утруждая себя теоретизированием, в домашней аптечке держат 2–3 различных антибиотика, принимают их сами и «назначают» родственникам при первом же чихе.

Насколько оправданы обе позиции? Предположение о том, что истина лежит где-то посередине между крайними точками зрения, вполне разумно, но нуждается в некоторой конкретизации, поэтому поговорим об антибиотиках подробно.

О том, что человек живет в мире бактерий, стало известно давно. Многие микроорганизмы оказывают благотворное влияние на жизнедеятельность людей, но они же могут и нанести вред, особенно те, которые способны проникать внутрь организма. Сильный удар по болезнетворным бактериям способны нанести антибиотики.

Чтобы понять принцип действия антибиотиков, сначала надо увидеть механизм возникновения инфекционных заболеваний в человеческом организме, поэтому начнем разговор с вызывающих их микроорганизмов. Все инфекционные болезни вызываются микроорганизмами, существенно различающимися по выраженности своих болезнетворных свойств. Одни из них способны преодолевать защитные силы организма человека и вызывать крайне тяжелые, и даже смертельные, заболевания (возбудители чумы, менингитов и др.), с другими организм легко справляется без посторонней помощи (например, возбудители простудных заболеваний). В зависимости от внутренней организации микроорганизмы делят на группы: бактерии, грибки, вирусы и простейшие (амебы, лямблии и другие).

Антибиотики — это и есть противомикробные (антибактериальные) средства. На вирусы, простейших они не оказывают лечебного воздействия, на грибки воздействуют частично (и далеко не все виды из антибактериальных препаратов). Итак, антибиотиками врачи лечат воспаления, которые вызывают бактерии.

Если малыш переносит инфекцию мочеполовой системы, заболеет бронхитом или, хуже того, пневмонией, врач, вероятнее всего, назначит ему антибиотики. О том, зачем нужны эти лекарства, как быстро они расправляются с болезнью, и как стоит к ним относиться, пойдет речь в нашей статье.

По логике событий, после определения показаний для назначения антибактериальной терапии следует этап выбора препаратов. В настоящее время для медицинского применения в России разрешено около 50 различных антибактериальных препаратов. Вполне очевидно, что выбор правильного препарата для лечения отдельных заболеваний требует значительных профессиональных знаний:

  • во-первых, о спектре действия каждого препарата;
  • во-вторых, о наиболее вероятных возбудителях отдельных инфекционных болезней.

Но есть общие положения, которые необходимо знать и врачам, и родителям маленьких пациентов.

Что бы ни происходило с малышом, не давайте ему антибиотики без консультации с врачом-педиатром. Почему это так важно?

Речь пойдет о возможности развития нежелательных явлений после приема лекарства и об ограничениях или запрете на прием отдельных препаратов. Сразу же необходимо оговориться, что все запреты относительны, так как в критических ситуациях, при наличии реальной угрозы жизни, врач может назначить даже запрещенный для детей препарат.

Во-первых, начинать лечение нужно только после того, как будет поставлен точный диагноз болезни: дело в том, что антибиотики — это сложные, не универсальные и небезобидные лекарства. Кроме того, каждое средство действует только на те микробы, которые к нему чувствительны, именно поэтому выбором препарата должен заниматься врач. В противном случае болезнь может затянуться или неправильно подобранный антибиотик «затушует» ее признаки, и доктору будет трудно понять, с чем он имеет дело.

Во-вторых, врач должен установить, в каких дозах и как долго стоит принимать лекарство. Если, например, курс лечение прекратится раньше времени, возбудители болезни получат «передышку» и перестанут воспринимать препарат. В результате все придется начинать сначала.

В-третьих, существует проблема побочных реакций, которые вызывают некоторые антибиотики. В отношении новых препаратов, как правило, действуют ограничения на применение их у новорожденных детей и детей в возрасте до 2-6 месяцев. Подобные ограничения объясняются отсутствием опыта применения новых препаратов у детей младших возрастных групп и риском развития нежелательных эффектов, связанных с особенностями возрастной физиологии. В инструкциях к лекарствам в таких ситуациях просто указывают, что данных о безопасности препарата для детей младших возрастных групп нет. Врач должен самостоятельно оценить соотношение пользы и вероятного вреда при назначении препарата. В остальных случаях (не связанных с ранним детским возрастом) — к наиболее частым нежелательным явлениям относятся аллергические реакции (от сыпи на коже до анафилактического шока, и, в серьезных случаях, даже отек Квинке, во время которого возникает опасность удушья). Если с малышом произошло нечто подобное, позаботьтесь о том, чтобы он пил как можно больше жидкости (тогда лекарство быстрее выйдет из организма), дайте ему активированный уголь (или смекту) и антигистаминное средство — тавегил, супрастин, эриус, кларитин или зиртек и т. д. После включите виновный в происходящем антибиотик в «черный список» и больше никогда не давайте его малышу. Подобные реакции наиболее характерны для препаратов группы пенициллинов, на препараты других групп они возникают крайне редко. Иногда родители говорят, что у ребенка аллергия «на все». При тщательном анализе каждой конкретной ситуации практически всегда оказывается, что это не так. К наиболее серьезным нежелательным явлениям относятся специфические поражения органов и систем, развивающиеся под воздействием отдельных лекарств. Несмотря на то, что современные препараты на стадии разработки проходят крайне жесткий контроль, иногда способность вызывать такие поражения может выявиться только через несколько лет после начала применения препаратов. Именно поэтому к разрешенным для применения у детей младших возрастных групп (и беременных женщин) относятся только хорошо изученные в течение многих лет препараты.

В-четвертых, прием антибиотиков может закончиться нарушением микрофлоры кишечника. Дело в том, что, попав в желудочно-кишечный тракт, антибиотики «атакуют» и нормальную флору: бифидобактерии, лактобактерии и кишечную палочку, что в результате приводит к разным проблемам, например, дисбактериозу, расстройству стула и молочнице. Именно поэтому во время лечения антибиотиками и после него врачи рекомендуют маленьким пациентам биологические препараты, которые восстанавливают микрофлору кишечника. А после того, как он перестанет принимать антибиотики, — рекомендуют продолжать прием биологических препаратов (примадофилюс, бифидумбактерин, линекс, аципол и др.), которые защитят его от дисбактериоза.

Говоря об антибактериальной терапии, много споров, разногласий и вопросов возникает также на счет антибиотикорезистентности (устойчивости бактерий к антибиотикам).

Как формируется устойчивость микроорганизмов к антибиотикам?

Все живое, в том числе и бактерии быстро приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды. Выработка устойчивости к антибиотикам — один из наиболее ярких примеров такого приспособления. Можно утверждать, что рано или поздно любой вид бактерий сможет выработать устойчивость к любому антибактериальному препарату. Выработка устойчивости происходит тем быстрее, чем в большем объеме применяется данное вещество. По мере того, как бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам, человечество вынуждено изобретать все новые препараты. Поэтому можно предположить, что если сегодня мы будем бесконтрольно назначать антибактериальные препараты всем детям, то завтра внуков нам лечить будет просто нечем. В ходе этой гонки в обществе возникают конфликты интересов. Общество, в целом, заинтересовано в сокращении затрат на антибактериальную терапию и соблюдении баланса между стоимостью и эффективностью лечения. Для достижения этой цели необходимо ограничить применение антибиотиков строгими показаниями, что позволит избежать излишних затрат на разработку и изготовление новых препаратов. Производители же антибиотиков наоборот заинтересованы в увеличении объема продаж (за счет расширения показаний), что неизбежно приведет к более быстрому распространению устойчивости микроорганизмов к лекарствам и, как следствие, необходимости разработки все новых и новых препаратов. К сожалению, массовое и неконтролируемое применение антибиотиков уже привело к широкому распространению устойчивости микроорганизмов к ним.

Поэтому для выбора препарата врачу необходимо знать, не только каким возбудителем вызвана инфекция, но и то, к какому препарату этот возбудитель чувствителен. Казалось бы, что эта проблема легко решается при проведении лабораторных исследований. Но, увы, при применении современных методов исследований ответ может быть получен лишь через 2-3 (а то и 5) суток. В большинстве случаев, лечение необходимо назначить в более быстрые сроки, для предотвращения возникновения возможных осложнений воспалительного процесса. Вследствие этого в реальной жизни антибиотики назначают эмпирически, т. е. на основании имеющегося практического опыта. Но даже самый блестящий врач не может самостоятельно накопить опыт по применению всех возможных антибиотиков и уверенно сказать, что препарат, А лучше чем препарат Б. К тому же необходимо учитывать насколько широко в конкретном географическом регионе среди бактерий распространена устойчивость к конкретному препарату. Врачу неизбежно приходится опираться на результаты специальных исследований, их критический анализ, мировой и национальный опыт, а также на рекомендации по стандартам лечения, разработанные экспертами.

Беглого взгляда на особенности антибактериальной терапии в приведенных выше примерах достаточно для выделения основных принципов антибактериальной терапии:

  • быстрое назначение наиболее эффективных препаратов в тех случаях, когда их эффект доказан;
  • максимальное сокращение применения антибиотиков во всех других случаях.

Итак, антибиотики, конечно же, могут вызывать вполне определенные нежелательные реакции. Но вдобавок к их истинным грехам иногда приходится слышать и явно незаслуженные обвинения. Достаточно часто не только в научно-популярных, но и в специальных статьях как о чем-то совершенно очевидном говорят о способности антибиотиков угнетать иммунитет. Подобные утверждения абсолютно ничем не подтверждены. Многочисленными исследованиями однозначно установлено, что ни один из разрешенных к применению в медицинской практике антибиотиков при использовании в лечебных дозах не угнетает систему иммунитета. Следующая крайне болезненная проблема: влияние антибиотиков на кишечную микрофлору и дисбактериоз. Здесь стоит сказать несколько слов по вопросу, выходящему за рамки темы настоящей статьи. Более или менее постоянный состав кишечной микрофлоры у ребенка формируется в течение первых 6-12 месяцев жизни, а иногда и дольше, в зависимости от вида вскармливания. В течение этого периода функция желудочно-кишечного тракта характеризуется нестабильностью и частыми нарушениями (боли, вздутия живота, понос), а видовой и количественный состав кишечной микрофлоры — более или менее выраженными отклонениями от средних значений. В самом общем виде описанные изменения состава микрофлоры называют дисбактериозом.

Однако до настоящего времени нет убедительных обоснований того, какие именно изменения в составе кишечной микрофлоры следует считать патологическими. Используемые критерии нормы и патологии являются сегодня произвольными, а необычайный общественный интерес к проблеме дисбактериоза не имеет под собой серьезных оснований. На фоне приема антибиотиков состав кишечной микрофлоры неизбежно меняется, более того, во время приема наиболее мощных антибактериальных средств (препаратов группы цефалоспоринов III — IV поколений, карбапенемов — имипенема или меропинема) на короткий срок можно даже стерилизовать кишечник. Наверное, это можно назвать дисбактериозом, но имеет ли это практическое значение? Если ребенка ничего не беспокоит, то абсолютно никакого. Если же у ребенка на фоне приема антибиотиков развился понос, то необходимо сопоставить тяжесть основного заболевания и потребность в антибактериальной терапии с выраженностью желудочно-кишечного расстройства. Придется либо терпеть и окончить курс лечения, либо отменить антибиотик до окончания поноса. После отмены антибактериального препарата практически всегда функция кишечника быстро нормализуется, но у самых маленьких детей процесс восстановления может затянуться. Основным методом коррекции должна быть оптимизация питания, возможен прием биопрепаратов, содержащих «полезные» лакто- и бифидобактерии (об этом уже упоминалось в статье, чуть выше), но ни в коем случае не следует пытаться исправить ситуацию назначением новых антибиотиков.

С концепцией дисбактериоза связано и представление о неизбежной активизации роста грибов, живущих в кишечнике и потенциально способных вызывать инфекционные заболевания при приеме антибиотиков. Например, на слизистой оболочке половых органов или на небных миндалинах может появиться легко снимающийся рыхлый налет, похожий на творог, при этом самочувствие человека ухудшается. Поэтому им необходимо иногда назначать профилактические курсы противогрибковых препаратов.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что бояться надо не антибиотиков, а последствий их бездумного и неправильного применения. Антибиотик, назначенный грамотным врачом — это целенаправленное оружие против конкретной причины заболевания. В фармакологии мало подобных групп лекарств, которые так эффективно и быстро борются с болезнью.

Будьте здоровы!

КомментарииКомментариев: 0