Саткинский муниципальный район

Особенные

27 марта специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи провели обучающий семинар «Включение детей с расстройствами аутистического спектра (далее  РАС) и интеллектуальными нарушениями в инклюзивное образовательное пространство школы».

Семинар организован для педагогов школ в рамках работы «Клуба молодых педагогов» на базе МБОУ «СОШ № 40».

Ведущие семинара — педагог-психолог Центра, старший методист МКУ «Управление образования» Грибова Татьяна Анатольевна, учитель-дефектолог Центра Людмила Николаевна Филатова.

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями. Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения. Очевидно, что организация школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям.

Педагоги обсудили такие основные особенности детей с РАС и умственной отсталостью, препятствующие их обучению в инклюзивном классе общеобразовательной школы, как:

  • трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности;
  • выраженная неравномерность и специфика развития психических функций;
  • специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом;
  • трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими;
  • выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
  • потребности в специальной организации образовательного пространства;
  • необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Кстати. В специальной психологии нарушения аффективно-эмоциональной сферы, приводящие к искажению всех пропорций психического развития, относятся к различным вариантам искаженного развития. В ходе семинара педагогом-психологом Татьяной Анатольевной были раскрыты особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра по классификации Ольги Сергеевны Никольской.

Дети с РАС — неоднородная по составу группа школьников. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования детей с РАС должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех таких детей. Включать как образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.

Вторым вопросом на семинаре был вопрос об организации образовательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями.

Учитель-дефектолог Людмила Николаевна дала краткую психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью, прокомментировала основные положения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, особенности формирования учебного плана, написания рабочей программы по предметам для обучающихся с умственной отсталостью.

Много вопросов было задано педагогами по поводу создания специальных образовательных условий в общеобразовательной организации для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра.